Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Обучающие игры для детей на запоминание английских слов. Игры и упражнения Учебные игры на уроках английского языка

Эти игры могут помочь Вам разнообразить уроки. Изучите их – и Вам не придется затрачивать время на подготовку, у Вас всегда будет интересная игра про запас.

Don’t laugh, don’t smile

Загадывают любой предмет. Тренер задает вопросы типа:

  • What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?
  • Where do you usually sleep?
  • Who is your best friend?
  • Who has helped you?

Студент отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: “I ate (eat) a dog”, “A ball is my best friend.”

Трененер дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): “Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города.”, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).

Рекомендации: В эту игру можно играть бесконечно долго, отрабатывая практически все лексические и особенно грамматические темы, но, делая перерывы, чтобы у студента не было привыкания к одной игре. Можно также меняться: студент задает вопросы, учитель с группой отвечает. Можно также задавать вопросы на смесь времен, но предварительно необходимо объяснить, что ответ должен быть в том же времени, что и вопрос.

Crosses and spots

Для этой игры можно использовать карту, или просто разложить слова на карточках или картинках 3*3. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий накрывает место фишкой, если:

  • Назвал слово по-английски;
  • Перевел его на русский;
  • Дал 3 формы глагола (если это тема Past Ind.);
  • Составил простое предложение, например “I like horses.”;
  • Дал предложение с расширением: “I like to eat ... for dinner.”, “There is a TVset in the corner of the room.”;
  • Составил предложение в 3-м лице единственного числа, или в Present Cont.;
  • Составил вопрос (общий, специальный);
  • Составил отрицание;
  • Составил усложненное предложение с if, when, because, например “He is strong, because he does morning exercises every day.”

Рекомендации: “Crosses and spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона студента.

Guess a word (an action) with pantomime

Можно работать с любой лексической темой - даже с прилагательными.

Puppet-show

Отработка разговорных фраз: знакомство, приветствие, рассказ о себе, любые вопросы.

Рекомендации: Это игра для малышей и младших школьников с мягкими игрушками, изменением голоса, переодеваниями. Игра может усложняться на разных этапах. Для средних школьников дайте установку: “Вы актеры театра кукол и показываете спектакль детям в детском саду”.

Chain

Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями (существительные, прилагательные, предлоги). Шагая вдоль этой цепочки, студент говорит простые предложения (можно на скорость):

  • I like apples. I like plums. I like ...
  • He is strong. He is fat. He is ...
  • He was in the park yesterday. He was in ...
  • We slept in the fridge yesterday. We ate soup yesterday...
  • We wear trousers in autumn. We wear sandals in summer...
  • He can jump in the kitchen...

Рекомендации: Эта игра применима к любой грамматической теме (He is going to ..., We’ll...) Если положить на картинку X или? - соответственно составляются отрицательные или вопросительные предложения. Если положить на картинку маркеры времени, можно отрабатывать смесь времен и разные типы предложений. Можно давать маркеры или местоимения по ходу продвижения ребенка вдоль цепочки, отрабатывая элемент неожиданности и уменьшая коммуникационный лаг. Это повышает эффективность тренинга. Чтобы повысить интерес ребенка к игре составляйте очень смешные предложения (например, можно “перепутать” времена года, местоположение, never, sometimes ...).

Трансформация

Цель этой игры - отработка скорости модификации различных грамматических конструкций. Лучше всего суть этой игры объясняется на следующем примере:

I уровень: “I clean my teeth.” -> She -> “She cleans her teeth.” -> They -> “They clean their teeth.” -> Not -> “They don’t clean teeth.” -> He -> “He doesn’t clean teeth.” -> Why -> “Why does he clean teeth?” -> Where -> “Where does he clean teeth?” -> We -> “Where do we clean teeth?” ->

II уровень: Now -> “Where is he cleaning teeth?” -> Yesterday -> “Where did he clean teeth ...

За каждый правильный ответ студент получает фишку, кто больше получит фишек, тот и выиграл. Если становится сложно продолжать, можно взять новую модель и работать с ней.

Puzzle

Этой игрой, как правило, заканчивается лексическая или грамматическая тема. Студента просят составить мини-рассказ типа “Puzzle”. После рассказа студента, состоящего из отдельных предложений по данной теме, его напарник должен угадать, что или кто был зашифрован. В теме “Внешность” это человек - герой сказки, фильма или мультфильма, актер, певец, одноклассник; в теме “Животные” это какое-нибудь животное; в теме “Еда” - какой-либо продукт или блюдо; в теме “Город” - какой-либо известный город и т.д.

Рекомендации: Повторяйте весь цикл многократно, чтобы добиться беглости в употреблении лексики, давайте призовые очки за самый полный рассказ в хорошем темпе. Используйте для повышения тона студентов и азарта в игре повторение пройденных тем.

Cards

В этой игре используются карточки со словами 3-х типов: смысловые глаголы, прилагательные и существительные. Перед началом игры выберите нужные вам карточки (уже известные студентам) по отдельной части речи или на смесь. Каждый играющий берет по 3 или 4 карточки. Остальные карточки остаются в “банке”. Первый участник ходит, второй «перебивает ход», выбрав из своих карточек любую, с которой можно составить предложение совместно с той, которой походил первый игрок. Если предложение составлено правильно, студент, составивший его, забирает обе карточки себе (в свои очки). Если предложение составлено неверно, ходивший участник теряет ход, и следующий играющий составляет предложение либо с тремя, либо с двумя картами, и в случае правильного ответа забирает их себе (в свои очки). Если один из играющих желает набрать сразу большое количество очков, он должен в свой ход положить свои 2 или 3 карточки, которые он должен соединить в одном предложении. Желательно составлять смешные предложения. После каждого круга все участники берут в банке по 3 - 4 карточки.

Рекомендации: Правила в этой игре можно модифицировать в зависимости от того, какую цель вы преследуете (какое время или смесь времен отрабатывается, отрицание, вопросы, ...) Вы тоже в начале игры должны принять в ней участие, как один из игроков, но потихоньку уступайте студентам, добивайтесь азарта.

Teacher

Эту игру можно использовать многофункционально. Игра начинается с того, что вы выбираете студента на роль учителя, и он ведет вместо вас часть урока. Предварительно вы, конечно, должны ему четко сформулировать, что нужно делать:

  • Бросая мяч, проверить слова и их перевод с русского на английский язык и наоборот;
  • Задать на английском языке вопросы, выдавая жетоны за правильный ответ;

Ten things

Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами.

Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения. Например, первым был Tvset, а действие jump. Предложение: I jump over (on) Tvset with my brother/

Еще один из вариантов этой игры - все пишут 5 - 7 названий предметов, а преподаватель спрашивает: “What will you take for a trip? And why?” или “What did your mother give you as a birthday present and why?” Вопросы могут быть самые неожиданные. Участники отвечают, стараясь объяснить логично, исходя из того перечня предметов, который у них есть. Можно по ходу давать веселые комментарии.

Можно также нарисовать или написать 3 - 5 - 10 действий (правильных глаголов) и обменяться листами, после чего “предсказать судьбу” друг другу “Foretell the future”. Получаются очень интересные предсказания. Причем можно изменять установку: “What had he done, before guests came?”, “What did you do on the Moon” (все зависит от грамматического времени).

Рекомендации: Это очень эффективная игра, использующаяся как на устном уроке, так и на индивидуальном занятии. При использовании этой игры на индивидуальном занятии необходимо обязательно дать возможность прочитать всем участникам получившиеся предложения (для поддержания интереса).

Диктанты

Вместо традиционного диктанта можно использовать целую цепь игр на spelling:

  1. Напишите любые сочетания sh, skate, ch, a, wh, th, w, а под ними попросите студента написать любые слова с этими сочетаниями. Можно дать 1 - 2 сочетания, можно 4 - 6, в зависимости от возраста и уровня подготовки. Но не переусердствуйте: студенту должно быть интересно и не очень сложно. Сочетания можно дать сразу после прохождения правила в буклете, но убедитесь, что студент уже хорошо пишет и собирает эти слова из разрезной азбуки. Для первоклассников используйте этот метод только в исключительных случаях.
  2. Напишите на листочке несколько букв, например: s, k, t, ... Задача студента - написать слова, начинающиеся с этих букв.
  3. После прочтения студентами текста или выполнения аудирования можете дать задание посоревноваться, кто больше напишет слов из текста, исключая and, but, I, he и т.д.
  4. В процессе изучения какой-либо лексической темы можно дать задание: Кто больше закупит продуктов (Food), кто посетит большее количество мест (City).

Эти задания очень эффективны для студентов всех возрастов. Для продвинутого уровня условия усложняются.

Предложения на расширение

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Перед началом покажите студенту, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте возможные “расширения”:

  • Прилагательные;
  • of, for, with, дополнения прямые и непрямые;
  • Обстоятельства места (где), времени (когда), образа действия (willingly quickly), условия (if, because).

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my sister. И так далее, пока остается возможность расширять.

Change the story

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился новый, слегка измененный: вместо in the morning - in the evening; an old man - a young girl; quickly - slowly; ...

Написать рассказ

Напишите разные слова (существительные, прилагательные, глаголы) и некоторые выражения (in the morning, at last, ...) и дайте задание составить с ними рассказ. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ и т.д.

Music Passage

Студент или тренер приносит несколько кассет с разными музыкальными отрывками. тренер ставит разные по своей направленности отрывки. Слушают в течение 1 минуты, затем студент рассказывает, какие образы или воспоминания были ему навеяны этой музыкой. Можно использовать все направления музыки.

Лабиринт или Empty blocks

Для игры нужен кубик для игры в кости и несколько фишек. Выбирается один из вариантов игры в «Лабиринт» (ячейки могут быть на предлоги, на прилагательные, на глаголы, или пустые). Студенты в паре по очереди бросают кубик, продвигаются по полю согласно выпавшим очкам, составляют предложения со словами в ячейке, согласно изучаемой грамматической теме. Тренер может дать задание составлять вопросы, отрицания, или утверждение с вопросительными словами, или на смесь времен (чередуя карточки с маркерами, которые лежат рядом). Работая с пустыми ячейками (Empty blocks) можно использовать любые цветные картинки по любой лексической теме, которые вытягиваются из стопки карточек, лежащей рядом. Если студент не делает ошибку, - он продвигается вперед. Если допускает ошибку, – возвращается на шаг назад. Условия игры можно изменять.

Бинго

Перед студентом кладется поле со множеством картинок. Составляя предложение с изображенным словом, студент накрывает фишкой данную картинку. Цель – заполнить горизонтальный или вертикальный ряд картинок. Задания могут быть на любую лексическую или грамматическую тему. Напарник контролирует игру, и если замечает в предложении ошибку – не дает ставить фишку.

Ball-game

Два студента в комнате для практических занятий бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме, г) Составление подобного высказывания, и т.д.

Игра в карты

Два студента получают карточки на любую грамматическую или лексическую тему. Карточки делятся пополам и раздаются игрокам. Один делает ход, кладет карту, и составляя предложение со своей картой. Другой «перебивает» его, кладя свою карту, и составляя свое предложение. Ошибки контролируются и не засчитываются. Выигрывает тот, у кого не останется карт.

Волшебный Мешочек

Очень удобно преподавателю в своей комнате иметь коробку с разного рода предметами: шишка, старый подсвечник, кошелек, интересная шкатулка, игрушка из киндер-сюрприза… и что-угодно необычное, веселое. Эти вещи должны лежать в закрытой коробке и студент не должны их видеть. Перед занятием преподаватель может положить в пакет несколько предметов из этой коробки и предложить студентам, задавая вопросы по изучаемой ими грамматической теме, или изученным ранее грамматическим темам, отгадать эти предметы. Если преподаватель хочет закрепить определенную тему в утвердительных предложениях,он объясняет студенту задание, что они называют, что он делал вчера, прошлым летом, на каникулах, в отпуске с этим предметом « You cut it yesterday|last summer»,он отвечает «да» или «нет». Студент через время отгадывают предмет. Можно использовать эту игру на любом уровне, даже на первых темах «быть» (какой предмет - цвет, размер, материал, где находится обычно), кто его чаще имеет (бабушка, девушка, ребенок).Можно использовать такой вариант игры- один из студентов,не заглядывая в мешок, на ощупь описывает предмет. Другие студенты задают вопросы или дают утверждения относительно него, он отрицает или подтверждает. Акцент на игре, интересе, общении на английском, использовании конструкций, а не на том, что мы реально делаем с этим предметом в жизни.

Отгадай, кто сказал?

Эта игра используется во время изучения темы «Прямая – косвенная речь»

Один человек выходит из комнаты, другие (студенты и преподаватель) произносят по одной фразе и выбирают ведущего. Вышедший студент возвращается и ведущий ему говорит: « Кто-то сказал, что….» (и подставляет фразы, которые произносили участники, делая изменения, которые нужны при переводе из прямой в косвенную речь).

Студент, который вошел, отгадывает, кто что сказал, и озвучивает это: «Вася сказал, что…»

Это происходит очень весело, студенты стараются запутать вошедшего, придумывая такие фразы, которые по логике должны исходить от другого человека (известно, что Вася увлекается пением, а поэтому Петя говорит, что он любит петь. Так они пытаются сбить с толку).

Сначала работают только с утвердительными предложениями, затем усложняются задания: вопросительными и отрицательными предложениями. Точно так же поступают и с временами.

Обучение грамматике английского языка посредством игр является одним из самых интересных, увлекательных и эффективных методов. Наиболее эффективными играми в процессе изучения языка являются те, которые тренируют отдельные структуры. Эти игры не только практикуют структуру, но и делают это приятным, простым способом, который позволяет учащимся забыть, что они изучают грамматику. Они помогают сконцентрироваться на получении удовольствия от игры. Это такие игры, в которых идет тренировка общих, специальных, разделительных вопросов, сравнительной и превосходной степени прилагательных, наречий, модальных глаголов, местоимений и т.д. Игры увеличивают знания учащихся по грамматике посредством общения. С помощью грамматических игр можно развивать коммуникативные способности, поскольку учащиеся получают возможность использовать язык в смысловых ситуациях. Игры данного пособия направлены на развитие многих лингвистических навыков: аудирование, разговор, чтение и письмо. Но все они затрагивают грамматику.

I"VE BEEN TO JAPAN.
Уровень: Elementary.
Цель: эта игра направлена на закрепление Present Perfect в вопросах и утверждениях.
Время: 15 минут.
Материалы: ксерокопия рабочей страницы.
Грамматика: - Why have you written ... ?
- I"ve written ... because I have (been) ....
Лексика: relative, expensive.

Алгоритм игры:
1. Сделайте копии рабочей страницы (одна на учащегося) со страницы 54.
2. Учащиеся работают самостоятельно, вписывают короткие ответы (слово, фразу) на вопросы в любой квадрат (не по порядку!)
3. Затем игроки работают в парах, они меняются рабочими страницами и задают друг другу вопросы, начиная каждый вопрос со слов Why have you written...?
4. Игрок, которому задали вопрос, должен объяснить, почему он написал это слово или фразу, и обязательно добавить любую дополнительную информацию по теме.
5. В конце игры учащиеся работают в группе и рассказывают о самой интересной информации, которую они восприняли.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Английская грамматика в играх, 53 Grammar Games, Предко Т.И., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Английский язык, Учебное пособие для 7-го класса, учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, Демченко Н.В., Севрюкова Т.Ю., Юхнель Н.В., Наумова Е.Г., Манешина А.В., Маслёнченко Н.А., Рыбалко О.Н., 2019 - Допущено Министерством образования Республики Беларусь. Книги по английскому языку
  • Английский язык на «отлично», 8 класс, Пособие для учащихся, Котлярова М.Б., Мельник Т.Н., 2018 - Предлагаемое пособие содержит правила и упражнения по грамматике английского языка для отработки лексико-грамматических навыков у учащихся 8-го класса, а также … Книги по английскому языку
  • English Vocabulary in Use, Advanced Book with Answers, Vocabulary Reference and Practice, O’Dell F., McCarthy М., 2017 - This book has been written to help you expand your vocabulary at the advanced level. You already know thousands of … Книги по английскому языку
  • English in nonsense, Учебник для серьезных детей и веселых родителей, Дурыманова Т.Л., 1997 - Занимательный учебник по английскому языку для детей и для начинающих учить этот язык взрослых в доступной и увлекательной форме объясняет … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Английский язык с А. Конан Дойлем, Собака Баскервилей - Каждый текст разбит на небольшие отрывки. Сначала идет адаптированный отрывок текст с вкрапленным в него дословным русским переводом и небольшим … Книги по английскому языку
  • Английский язык, Основные правила, 2003 - В справочнике представлены все основные правила грамматики английского языка, изучаемые в 5 11 классах общеобразовательной школы в соответствии с новым … Книги по английскому языку
  • Английский язык, Буренкова О.В., Митрошина Е.Е., Рубина М.Г., 2008 - Пособие предназначено для студентов первого курса, обучающихся в бакалавриате очно-заочного отделения по специальностям 08010565 Финансы и кредит, 080109651 Бухгалтерский … Книги по английскому языку
  • Английский в играх, ребусах, шарадах, Степанов В.Ю., 2014 - Данное пособие направлено на подготовку учащихся к сдаче итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы. В пособии предлагается … Книги по английскому языку

Предыдущие статьи:

  • Just English, Английский для Юристов, Базовый Курс, Туманова Ю.Л., Королева-МакАри В.А., Свешникова М.Л., Тихомирова Е.В., 2002 - Новое переработанное и расширенное издание учебного пособия подготовлено профессорско-преподавательским составом кафедры английского языка для гуманитарных факультетов МГУ им. М. В, … Книги по английскому языку
  • Английский для детей без учителей, Часть 7, Путилина Е.Н., 2015 Книги по английскому языку
  • Английский для детей без учителей, Часть 6, Путилина Е.Н., 2015 - Интерактивный курс по изучению английского языка дошкольниками 5-7 лет без учителей. С помощью этого курса родители смогут познакомить ребёнка с … Книги по английскому языку
  • Английский для детей без учителей, Часть 5, Путилина Е.Н., 2015 - Интерактивный курс по изучению английского языка дошкольниками 5-7 лет без учителей. С помощью этого курса родители смогут познакомить ребёнка с … Книги по английскому языку
Борисенкова Алла Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №16

г. Коломна Московской области

Проект:

«Обучающие игры на уроках иностранного языка»

Для учащихся 8-9 классов

Возраст 14-15 лет

Предмет – английский язык

Введение

Возросла образовательная функция иностранного языка в школе, колледже, ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда. Это повлекло за собой усилия мотивации в изучении языков, возросла потребность в их использовании. Усиление (активизация) мотивации обусловлено обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов. В ходе обучения учащиеся постоянно развиваются, происходит развития личности.

Реформа школы ставит перед учителями серьезные задачи интенсификации учебного процесса, совершенствования приёмов обучения.

У школьников наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за болезней, а также по ряду причин, которые приводят к тому, что дети пропускают занятия, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимых.

Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Используют игры при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.

На наш взгляд, ролевые игры следует классифицировать таким образом:

    лексические,

    грамматические,

    игры развивающие память,

    драматические игры для творческой интерпретации.

В наш век, когда компьютеризация стала занимать одно из первых мест в обучении, игра не утратила свою важность

В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Включение иноязычного общения в процесс обучения иностранному языку определило использование групповых и коллективных форм работы на уроке. Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Ролевые игры способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к изучению иностранного языка. При подготовке к игре отрабатывается языковой и речевой материал. Роль учителя – руководящая и направляющая: вовремя поддержать ученика, помочь ему правильно сформулировать мысль, поддержать его. Ролевая игра сплачивает детей, стимулирует работоспособность и заинтересованность обучающихся, способствует лучшему усвоению лексического материала и ознакомлению с новыми словами. Могут быть следующие игры: «У доктора», «В магазине», «Моя семья», « Где ты живёшь?»

Творчески работающий учитель всегда находится в поиске новых эффективных приемов овладения иностранным языком, умело используя его, как средство общения.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно – образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала ребенком, закреплению ранее полученных знаний, формированию различных умений и навыков

Таким образом, в любой вид деятельности и на любом этапе урока можно внести элементы игры и тогда любое занятие приобретает увлекательную форму.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Цель:

Теоретически обосновать значимость применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Задачи:

    изучить психолого-педагогические основы игровых методов обучения.

    выявить принципы обучения грамматики иностранного языка.

    разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения грамматики.

    показать различные формы и приемы обучения грамматики.

    опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.

Объект исследования: игровые методы обучения.

Предмет исследования: игровые методы обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Гипотеза: игровые методы эффективны для обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Грамматические игры на уроках английского языка

Грамматические игры на уроках английского языка преследуют следующие цели:

    научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

    создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;

    развить речевую активность и самостоятельность учащимся.

Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is,временные глагольные формы: Simple, Progressive, Perfect, косвенную речь, сослагательное наклонение.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчётом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального первенства или по командам. В чём выражается повышение эффективности урока с помощью игры?

1. Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию языковой среды на уроке или вне его. Ученик мысленно переносится из стен школы в окружающую его жизнь и воображает, что принимает в ней активное участие. Так, он может "перевоплотиться" в переводчика, в гида, в туриста, в ученика беседующего с иностранцем и т.д. Это доставляет детям истинное удовольствие и в тоже время помогает учителю создать на уроке языковую среду, т.е. условия, приближающееся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке. А это является сейчас одной из самых насущных задач стоящих перед преподаванием иностранного языка в средней школе.

2. Опыт показывает, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в преподавании иностранного языка, если она применятся наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приёмами и формами обучения учащихся иностранному языку, если типы урока меняются по мере прохождения материала. Известно, что многие учителя испытывают большие затруднения при работе на уроке над развитием у учащихся умений и навыков практического владения языком. Главная причина - это неумение подобрать и правильно сочетать разнообразные формы работы. Игра помогает учителю преодолеть однообразие этой работы, провести тренировку в речевой деятельности в интересной и увлекательной форме.

3. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием занимаются на уроках иностранного языка. Когда проводится интересная игра, у учащихся появляется желание изучать, запоминать иностранный язык, практически овладевать им. Это одни из ключей для работы с пассивностью учащихся. Для всех , и особенно отстающих, игра является стимулом к овладению языком. Однако, нельзя чрезмерно увлекаться играми. Необходимо чередовать их с другими разнообразными форма и приемами работы, иначе игра станет чем-то обыденным и интерес к ней и, следовательно, к изучению иностранного языка понизиться. Кроме, того, как справедливо заметил К.Д. Ушинский, нельзя всё обучение строить на интересе, т. к. многое учащимся придется брать усилиями воли.

4. Игра вызывает непроизвольное внимание даже там, где в обычных условиях учителю приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз и к дисциплинарным мерам. Правильно проведенная игра способствует улучшению дисциплины. Интерес, внимание и сознательная дисциплина - залог прочности знаний.

5. Игры, особенно с ярко выраженным элементом игры, вызывают исключительную активность учащихся. Но задача учителя направить активность учащихся по нужному руслу на достижение поставленной цели. Необходимо не замедлять темп урока, а уделять должное внимание исправлению языковых ошибок требовать от учащихся исключительно внимательного отношения к языку,

Содержание обучающего эксперимента

Экспериментальное обучение проводилось с учётом условий обучения иностранному языку на старшем этапе общеобразовательной школы.

Экспериментальное обучение включало два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

    подбор дидактического материала

    организация отобранного материала в учебных целях

Подбор дидактического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы: “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Организация отобранного материала

Для проведения экспериментального обучения было составлено два комплекса упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Конечная цель обучения“ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”, заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента - языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных (тесты) и устных (диалогические и монологические высказывания, ролевых игр) заданий.

В качестве эксперимента была применена игровая технология. Так как игра помогает сплотить подростков и в активную деятельность вовлекаются даже застенчивые и робкие. Учебный характер игры школьниками не осознается. А с позиции учителя, ее мы рассматривали как форму организации учебного процесса для формирования грамматических навыков и развития речевых навыков.

Структура опытного обучения была следующей:

    Промежуточный комплекс (Second Conditional) - 3 урока.


    Отсроченный срез – через 1 месяц.

    Промежуточный комплекс (Present Perfect and Present Perfect Continuous) - 3 урока .

    Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса.
    Отсроченный срез – через 1 неделю.

    Промежуточный комплекс по теме “Second Conditional”.

Материалы серии уроков с применением грамматических игр находятся в Приложении.

Заключение

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она неразрывно связана с мотивацией. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку облегчает учебный процесс. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность, обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе, наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Е.И. Пассов выделяет шесть основных целей использование игры на уроках иностранного языка;

    Формирование определенных навыков.

    Развитие определенных речевых умений.

    Обучение умению общаться.

    Развитие необходимых способностей и психических функций.

    Познание в сфере страноведения и языка.

    Запоминание речевого материала.

На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Игры на уроках иностранного языка положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита – они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Цель нашей работы была достигнута, был разработан комплекс грамматических игр, некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической практики на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения.

Мы убедились, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

И, тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они не достаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. Это и побуждает ещё раз заострить внимание на некоторых аспектах данной проблемы.

Приложение

1 урок.

Задачи:

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “ “ Second Conditional ” являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций“ Second Conditional ” –выражение возможного условия и предполагаемого результата.

В начале урока учащиеся слушают диалог:

Gill is going to Germany for a year to be an au pair/ Her mother is a little anxious.

Mother: Oh dear. I hope everything will be all right. You’ve never been abroad before.

Gill: Don’t worry. I’ll be OK. I can look after myself.

Mother: But what will you do if you don’t like the family?

Gill : I’ll find another one.

Затем учащиеся работают в парах и составляют похожие диалоги.

These are the other things her mother is worried about:

Perhaps Gill will:

Run out of money

Be lonely

Be ill

Get lost

Have to work too hard

После этого подводятся итоги с целью выяснить, какое грамматическое явление было использовано, в какой функции. После того, как было выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся установка на урок: “We already know what Englishmen usually say, when they want to express a real condition. Today we’ll learn to express unreal condition in a way Englishmen do”. Благодаря такой формулировке в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и, что более важно, двух функций грамматических явлений. Таким образом, в ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как следствия - функции явления, а наоборот. И далее : “ I am a teacher and I work at school. But if I were the President of my country I would work in the Kremlin. If I were a doctor I would work in a hospital. (при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams. Unfortunately, I am not a doctor and I am not the President.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевой образец, отражающий одну из основных функции “ Second Conditional”: нереальное условие:

What would you do in each situation? Write unreal present conditionals.

call an ambulance, complain to the manager, run away, try to catch it, walk to the nearest garage to get some, ring the police.

На основе представленных речевых образцов, после уточнения функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

    Т : What would you do if found a fly in your soup?

    What would you do if you lived in a palace?

    What would you do with the money if you had 1000$?

    P-P: Discuss the following situations with your partner.

Р 1- If I were you I would go to another restaurant.

P2 -…

В процессе таких упражнений функция грамматического явления усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например , такие упражнения :

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think are:

    possible

    possible in theory but probably won’t happen?

    rain at the weekend

    you win a lot of money

    you are president of your country

    you have nothing to do tonight

    you have a winter holiday

    you have three wishes

Затем идет игра “Аукцион”

Учитель готовит список из 10 предложений “Second Conditional” Две трети предложений содержат грамматические ошибки. Класс делится на команды по 4 человека. Надо просмотреть список предложений и решить, какие из них грамматически верны, а какие - ошибочны. Каждая команда получает определенную сумму денег. Далее начинается аукцион. Учитель зачитывает предложения в произвольном порядке, учащиеся ставят ставки только на правильные предложения. Выигрывает та команда, которая предложила цену выше. Если предложение верно, команда выигрывает. Если неверно - проигрывает эту сумму. Выигрывает команда, заработавшая больше всего очков.

    He smokes too much; perhaps that"s why he can"t get rid of his cough.

    If he didn"t smoke so much he might get rid of his cough or

    If he smoked less he might (be able to) get rid of his cough.

    We haven"t got central heating, so the house is rather cold.

    I have no dog, so I don"t like being alone in the house at night.

    He spends hours watching television; that"s why he never has time to do odd jobs in the house.

    I haven"t got a vacuum cleaner; that"s why I"m so slow.

    I don"t know his address, so I can"t write to him.

    He never shaves; that"s the only reason he looks unattractive.

    You work too fast; that"s why you make so many mistakes.

    I can"t park near my office; that"s why I don"t come by car.

    I live a long way from the centre; that"s why I am always late for work.

    I haven"t a map so I can"t direct you.

2. Составить монологическое высказывание по теме: “I have a dream. What would happen if my dream came true?”

2 урок .

Задачи :

Целью данного урока по теме “Second Conditional” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional – функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If we want to give someone advice what do we say?

For example: I lost my pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом, выясняется, что единственный способ выражения совета, известный учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ выражения совета, которым пользуются англичане”.

Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца:

Jenny is an overworked writer. Advise Jenny what to do in each situation.

Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при отработке функции нереального условия: Затем учащиеся слушают кассету и заполняют пробелы.

Listen to the people talking about what they’d do if they had lots of money and complete the sentences.

1. If Paul had lots of money, he’d…....................……..and…………………

2. If Annie had lots of money, she’d………………..and…………………….

3. If Josie had lots of money, she’d………………....and……………………

4. If Don had lots of money, he’d……..…………….and……………………

Следующий этап урока игра “The lady or the tiger?”

Учащиеся работают в группах по 4 человека. У каждого из них есть исходный текст. Они читают текст каждый и обсуждают вопрос части А в группе ("Which door would you choose for your lover if you were the King"s daughter chose? The lady or the tiger?”. Затем весь класс вступает в дискуссию и предсказывает свои варианты ответов. За каждое верно-составленное предположение команда получает звездочку. Перейдя к части «В» ученики выполняют задание, давая советы. Выигрывает команда с большим количеством звездочек .

Read this story and discuss these questions at the end.

The lady or the tiger?

A King built a big stadium. He told his people: "If someone does something wrong, my men will put him in the middle of the stadium. There are two doors at the far end of the stadium. Behind one door is a tiger. Behind the other door is a beautiful lady. The wrongdoer must choose one of these doors. If he opens the wrong door, the tiger jumps out and kills him. If he opens the other door, he finds the beautiful young woman. They must marry immediately. After that they can live happily together."

The King had a clever, beautiful daughter. But people were afraid of her because she could be angry and dangerous. One day the King found his daughter in the arms of a handsome gardener. The King said, "I will send your lover to the stadium."

The King"s daughter spoke to the workers at the stadium. "Which room is the tiger in?" she asked. They told her.

"And which girl will be behind the other door?"

"She is the daughter of your father"s driver," the workers answered.

The King"s daughter knew the girl well and did not like her. She began to think hard. "If my lover chooses the wrong door, he dies. But if he chooses the right door, he marries this cheap little thing. And I lose him - to her! So I must choose . .

That afternoon the young man stood in the middle of the stadium and looked up at the King"s daughter. Her eyes told him something. She looked down quickly at her hand. He saw her smallest finger move a little to the left. And immediately he knew. He turned and walked slowly to the left hand door .

В Work in pairs or groups of four.

1 If the King"s daughter chose the tiger what would this tell us about her?

2 If the King"s daughter chose the lady what would this tell us about the King"s daughter?

3 If you were the King"s daughter what would you do? Give her your advice.

В конце урока подводятся итоги по теме “Second Conditional”, а именно по функционированию этого грамматического явления в процессе коммуникации.

Write a letter of advice to a friend of yours who isn’t very healthy. (60-80 words)

You don’t feel well because you eat too much. If you ate less, you would feel better…

3 урок.

Задачи:

    Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном владении.

    Контроль сформированности грамматического навыка.

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования.

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Урок делится на две части:

Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к ролевой игре, которая занимает вторую часть урока.

1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например : my best friend steals money from other students, an antique vase, spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc.

Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу:

I know that my best friend steals money from other students.

What would you do if you knew it?

If I knew it I would try to talk to him.

Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом представить ситуацию по типу: I have a friend. But he became to steal money from other students and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача остальных – дать как можно больше советов.

2.Следующий этап урока - ролевая игра.

Перед началом ролевой игры учащиеся знакомятся с игровой ситуацией и формулируем главную задачу игры, уточняем их роли в игре.

Ролевая игра

На семейном совете обсуждается вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Великобританию. Члены семьи Петровых: бабушка, мама, дочь Анна. Каждый из участников игры высказывает свое мнение об этой поездке, использует карты, фотографии и предлагает маршруты путешествия семьи Петровых. Участники игры должны выбрать маршрут, способ путешествия, если бы они были на их месте. Сообщение каждого члена семьи осуществляется в зависимости от его характеристик и склонностей, которые описаны на ролевых карточках.

1. Grandmother doesn"t like travelling by plane and by car. But she likes travelling because of delicious food. Granny can use the following words and word combinations: I am afraid; so cold; tasty; rainy; expensive; air crash; car crash; carsick; airsick; homesick; I don"t know English well enough.

2. Ann likes travelling by ship. She also likes different kinds of entertainment. She plays tennis well. Ann can use the following words and word combinations: new friends; entertainment; tasty food; restaurant; shopping; tennis court; museums; art galleries.

3. Mother wants to know more about history, traditions of British people.

Mother can use following words and word combinations: I suppose; customs; traditions; old provincial towns; ancient castles, museums, art galleries

4. Father tries to understand the interests and the wishes of everybody in his family. He can"t decide what means of, travelling to choose and how to plan the holiday. He asks questions.

В конце игры анализируем итоги работы, оцениваем результаты и обсуждаем их с учащимися.

2. Промежуточный комплекс по теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous”

1 урок.

Задачи:

    Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала.

    Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных).

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Грамматический материал по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам.

Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.

Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.

Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа:

    How long have you been studying English?

    How long have you been living in Kiev?

    Have you ever lived abroad?

    When did you move to Moscow? etc.

Необходимо заметить, что при “раздельном” употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect and Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок: “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means.

При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой “Present Perfect and Present Perfect Continuous” представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их (Present Perfect and Present Perfect Continuous, Past Simple) взаимозаменяемости.

Презентация по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” выглядит следующим образом:

Ученики слушают диалог:

Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on problem, as our interviewer found out.

Interviewer: How long have you been trying to pass your driving test, Betty?

Betty: Seventeen years.

Interviewer: How many times have you taken it?

Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.

Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?

Betty: That’s right.

Interviewer: How many have you had?

Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two thousand pounds already. I’m taking the test again next week.

Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now. How long have you been saving?

Betty: Since 1992

Interviewer: And how much have you saved?

Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little second-hand car.

Interviewer: Well, all the very best with your next test.

Betty: Thank you.

После прослушивания диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does the interviewer ask? How long have you been saving?

but How much have you saved?

Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как формы, так и функции:

Ex.1. Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

A: I"m very tired.

B: That"s because you 1) ...have been working... (work) too hard.

A: I know. But at least I 2)....................................... (finish) my composition.

2. A: You look hot. What 3) ............................... (you/do)?

B: I 4)............................................................................. (play) tennis with Sarah.

A: Oh yes. I 5)....................................... (see) her play before. She"s good, isn"t she?

B: Yes, she is. She 6) ......................... (beat) me five times since the start of the summer.

Ex.2. Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the last twenty years!

    When did Albert start reading Plant News?

    Did Albert finish reading all of Plant news?

    Did Bert finish reading all of the journal?

    When did their research begin?

    Is their research continuing?

    Is their research complete?

Ex.3. Tell your partner about the following:

    a sport or activity you’ve been doing a lot of recently

    a sport you haven’t done for a long time

    a book you have been reading

    a country you’ve always wanted to visit

Ex.4. В конце урока учащимся предлагается игра “Guess what I have been doing!”

Класс делится на команды. Раздается каждой команде комплект картинок, которые кладутся на середину парты изображением вниз.

The first player takes one card, but must not show it to the rest of the group. He/she should imagine they are the person depicted on the card and describe their appearance to the rest of the group, for example, I"m crying. The rest of the group must guess what activity the first player has been engaged in, for example, You"ve been quarrelling, You"ve been watching a sad film, You"ve been peeling onions. The player who guesses correctly is allowed to keep the card.

Выигрывает та команда, у которой больше всего карточек.

В течение первого урока происходит предъявление грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления, в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений, возможности их функционирования речи и использования данных грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ.

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Write to an English-speaking pen friend. Start by apologizing for not writing before and give reasons. Describe some of the things you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close the letter by sending greetings to any other people you know.

2 урок.

Задачи:

    Дальнейшая автоматизация грамматического материала

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ

    Развитие памяти, мышления, воображения

    Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по грамматической теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией данных грамматических явлений – Present Result.

Предъявление данной функции происходит на основе следующих примеров

Ann"s clothes are covered in paint. She has been painting the ceiling.

Has been painting is the present perfect continuous.

We are interested in the activity. It does not matter whether something has been finished or not. In this example, the activity (painting the ceiling) has not been finished. Ann’s clothes are covered in paint. She has been painting

The ceiling was white. Now it is blue. She has painted the ceiling.

Has painted is the present perfect simple.

Here, the important thing is that something has been finished. "Has painted" is a completed action. We are interested in the result of the activity (the painted ceiling), n о in the activity itself.

После предъявления данных примеров, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does A ask: How long have you been reading that book?

but How many pages of this book have you read?

Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous .

Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных упражнений типа:

Ex. Make up similar dialogues using the prompts below.

Example: covered in paint

decorating the living room

A: You looked very tired! What have you been doing?

B: I’ve been working too hard at my report.

A: Have you finished it?

B: Not yet. I’ve finished part 1, but I haven’t written part 2 yet.

    dirty hands/ repairing the car

    sour cream on your face/ making pancakes etc.

Затем следует следующее упражнение

Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

На заключительном этапе урока проводится игра “A strange old man”

Учитель делит класс на команды по 4 человека. Ученики смотрят на картинку, и учитель представляет Мистера Мэя. Mr May is a strange old man. He doesn"t like changes. He has been doing the same things for years.

The teacher gives an example and students start the game. Teacher: He has been collecting butterflies for ten years

Team A S1: He has been reading the same newspaper for thirty years.

Team В S1: He has been living in the same house for fifty years, etc.

Команда с большим количеством очков выигрывает

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Подготовить 5 вопросов (используя Present Perfect and Present Perfect Continuous) для человека, у которого Вы собираетесь брать интервью. (придумать сюжет интервью)

Список использованной литературы

    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.; Педагогика, 2007г.

    Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.; Просвещение, 2008г.

    Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, № 4, 2009г.

    Равинская В. Игры как средство обучения. - Иностранные языки в школе, № 1, 2005г.

    Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.; Просвещение, 2008г.

    Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.; Просвещение, 2004г.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.; Наука, 1998г.

В этой записи я расскажу про четыре техники, которые можно использовать на уроках английского языка как с детьми, так и со взрослыми. Целью всех техник является сделать задания из учебника по английскому языку более интересными и мотивирующими, часто просто изменив форму и оставив содержание. На основе этой записи не так давно я проводил вебинар для издательства «Титул», посмотреть его можно здесь.

Banana Game

Известное и очень продуктивное на всех уровнях преподавания английского языка упражнения. Его вариаций существует много, я обычно провожу его так.

  1. Объясняю новые словосочетания: значение — словоформа — произношение.
  2. Сразу же в классе даю ученикам время запомнить новые коллокации.
  3. Делаю задания на контролируемую практику (например, подставьте нужное слово) и на свободную практику (например, задаю ученикам вопросы, ответы на которые являются свободными, но при этом требуют применения новых слов).
  4. Читаем или слушаем текст, в котором встречаются новые слова, обсуждаем его.
  5. И только В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ мы собственно играем в Banana Game, целью которой является повторение слов, пройденных в начале урока. Слова запоминаются лучше, если между их изучением и воспроизведением пройдёт на уроке некоторое время.
  6. Ученики делятся на пары. У ученика А открыт учебник со списком предложений, в которых употреблены новые слова. Ученик В играет с закрытой книгой.
  7. Ученик А читает предложение, но вместо ключевого выражения говорит banana. Так, например, на уровне С1 у ученика А может быть перед глазами предложение из темы «Город»: There are new businesses springing up all over the place. There’s a real buzz about the place . Ученик А читает: «There are new businesses banana all over the place. There’s a real banana about the place.» (допустимый вариант: «There are new businesses bananING all over the place. There’s a real banana about the place» .
  8. Ученик В должен угадать слово, а затем повторить предложение.
  9. После работы с несколькими предложениями ученики меняются ролями: теперь ученик В читает предложения, а ученик А угадывает словосочетания и затем воспроизводит предложения на память.
  10. Учитель во время игру подходит к ученикам и время от времени говорит: «Well done! buzz is the answer. Is it a noun or a verb? Is it positive or negative? What other things midht give a place a buzz? (great clubs, bars, nightlife, a local successful sports team…)» .

Grass Skirt

Эту игру я впервые выучил в International House London, и с тех пор мы с коллегами активно её используем как на занятиях по английском языку, так и на тренингах для учителей. Называется игра Grass Skirt потому, что материалы, которые мы будем вырезать для её проведения, будут отдаленно напоминать традиционные юбки из травы, которые носят в некоторых странах.

Я применяю эту игру в тех случаях, когда для закрепления того или иного правила требуется сделать несколько грамматических упражнений и просто писать их все в рабочей тетради становится скучным. Игра также может быть использована для выполнения лексических упражнений.

Основной материал для игры — любое упражнение закрытого типа из учебника, в котором представлено от 6 до 12 отдельных предложений.

Предварительная подготовка

  • делайте ксерокопию страницы с упражнением.
  • Вырежьте упражнение.
  • Увеличьте его на ксероксе так, чтобы оно занимало весь лист формата А4.

  • Сделайте нужное количество копий по количеству команд.
  • Сделайте надрезы по горизонтали так, чтобы каждое предложение в задании оказалось на отдельной полоске, но не прорезайте лист до конца, а сохраните левое поле для скрепления.

  • Перед началом занятия повесьте копии в разные части кабинета.

Собственно игра

  1. Класс делится на группы по три-пять человек.
  2. Команды садятся вместе.
  3. В каждой группе выбирается «секретарь» и «бегун».
  4. Объясняем правила игры. Бегун бежит к своему упражнению, которое висит на стене как можно дальше от команды. Бегут отрывает одну полоску (с одним предложением) и возвращается к команде. Когда он добежал к команде, они вместе решают задание, секретарь записывает ответ на полоске бумаги. Бегун бежит к учителю. Учитель проверяет задание. Если оно верное, то бегун бежит за следующей полоской. Если нет — возвращается к команде, где ученики исправляют ошибку.
  5. После объяснения правил начинаем игру.
  6. Во время игры по хлопку учителя команда должна сменить бегуна.
  7. Выигрывает команда, которая быстрее всех справилась со всеми предложениями задания.

Running Dictation

Running Dictation развивает память, помогает улучшить правописание, повторить грамматические и лексические конструкции, косвенно развивает навыки чтения и аудирования и, конечно же, делает урок весёлым!

Для организации бегающего диктанта выберите из учебника короткий текст. Я обычно беру тексты, уже знакомые учениками и содержащие языковой материал, который я хочу повторить с учениками. Повесьте копию текста на стену класса (или даже школы).

Разделите учеников на пары или маленькие группы. Ученики должны сидеть относительно далеко от текста, размещённого на стене. Один из учеников бежит к тексту и запоминает его часть.

Затем он бежит к своей команде и диктует фрагмент, который запомнил. Назначенный заранее секретарь группы записывает сказанное. Важно, что диктовать во время бега нельзя, нужно подбежать к своей команде, остановиться и только потом говорить.


Во время игры учитель может хлопнуть в ладоши: это будет означать, что команда должна сменить бегуна.

Победителем является команда, написавшая весь текст первой.

Затем я обычно даю командам текст, и они сами проверяют себя. Коллега из Школы Дмитрия Никитина в Ярославле Екатерина Сергеевна Кислицина , чьё занятие по подготовке к сдаче IELTS я недавно посещал, использует другой продуктивный способ проверки. Они читает текст ученикам, они следят по своему тексту и говорят, когда у них встречаются расхождения с текстом, после чего исправляют ошибку и обсуждают с учителем её причину.

Memory Game

Memory Game развивает память, позволяет повторить на английском языке: их значение, форму и произношение.

Игра может быть использована как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Перед началом игры необходимо выбрать список словосочетаний, которые были изучены. Например, для игры с индивидуальным учеником уровня В2 я использовал следующие конструкции по теме «Crime and Punishment»: act as a deterrent, carry a sentence, law-abiding citizen, lenient sentence, previous convictions, show remorse, stiff penalty, condone someone’s actions, extenuating circumstances, unprovoked attack, get off lightly, hardened criminal, hefty sentence.

Каждое отобранное выражение надо поделить на две части и каждую часть записать на отдельную карточку.

В одну группу складываем карточки, на которых написаны первые части словосочетаний, а в другую — вторые части.

Карточки обеих групп переворачиваем так, чтобы текст был закрыт.

Один из игроков открывает карточку первой группы, читает то, что на ней написано, и говорит, какое продолжение должно быть у этого сочетания. Он же открывает карточку из другой группы и тоже читает. Если части сложились в выражение, то эти карточки откладываются. Если выбранное слово принадлежит другому сочетанию, то обе карточки нужно закрыть и запомнить, в каком месте лежат карточки с этими словами. Далее другой ученик берёт новую карточку из первой группы и повторяет действие первого игрока.

Игры для летнего языкового лагеря:

"Картина". Тема: Лексика + Аудирование. Это весёлое упражнение поможет вам определить запас английских слов своих новых подопечных при первом знакомстве с группой. Итак, начертите на асфальте "раму для картины" высотой = 2м и шириной = 0,5м х количество человек в группе. Разделите "картину" по высоте на три примерно равные части: верхнюю подпишите "sky" , среднюю - "sea" и нижнюю - "land" . Предложите детям "раскрасить картину" птицами, волнами, цветами и т.п. Когда "картина будет завершена", постройте своих воспитанников за её периметром. Для начала спросите, например: "Where"s fish?" . Дети должны дружно запрыгнуть в сектор "sea" . Затем произнесите, допустим: "Where"s the sun?" и участники состязания перескакивают в сектор "sky" . После того, как вы спросите, предположим: "Where are trees?" , детям нужно ловко перепрыгнуть в сектор "land" , не заступив за границы. Когда вы убедитесь, что участники освоились с правилами, начинайте соревноваться на выбывание. В этом случае, после каждого вашего вопроса, ребёнок, запрыгнувший в нужный сектор последним или заступивший за его границы, покидает площадку. Если вы увидите, что участники легко справляются с задачей, начинайте усложнять лексический материал, используя такие слова как "clouds", "boats", "grass" и т.д. Соревнование продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

"Радуга". Тема: Лексика + Аудирование. Это занимательное состязание поможет вам определить запас английских слов своих новых подопечных при первом знакомстве с группой. Итак, попросите детей нарисовать радугу, каждая полоса которой имеет ширину примерно 0,5 метра. Когда всё будет готово, вы объявляете, например: "River!" и все дети забегают в синий сектор. Затем вы произносите, допустим: "Apple!" и дети перепрыгивают в красный, жёлтый или зелёный сектор. После того, как вы убедитесь, что дети поняли правила, начинайте состязаться на выбывание, параллельно усложняя лексику. В этом случае, ребёнок, последним запрыгнувший в нужный сектор или заступивший за его границы, выбывает из соревнования, которое продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

"Цветочная поляна". Тема: Лексика. Это увлекательное занятие тоже хорошо поможет вам определить лексический уровень знания английского языка своих новых воспитанников, но только возрастом постарше. Итак, спросите каждого ребёнка: "What"s your favourite subject?" . Подскажите тем, кто затрудняется назвать свой любимый школьный предмет по-английски. Если ответы будут совпадать, задавайте вопросы типа: "What"s your second choice?" и т.д. В результате, каждый участник должен получить в качестве задания индивидуальный предмет. Затем дети расходятся по площадке и каждый очерчивает себя окружностью, которая олицетворяет сердцевину цветка. Далее они вписывают в круг название заданного предмета. Помогите тем, кто не знает, как это пишется. Когда все будут готовы, дайте детям задание дорисовать лепестки к своим "цветам", каждый из которых содержит слово, связанное с данным предметом. Например, для "Maths" этот ассоциативный ряд может выглядеть так: number, ruler, square, plus, calculator и т.д. В финале "лепестки" подсчитываются и определяется победитель.

"Охотники". Тема: Животные. Оба конца площадки отчеркните линиями: за одной напишите "village" , за другой - "forest" , а пространство между ними подпишите "field" . Постройте детей за линией старта, т.е. "на краю деревни". Первый участник занятия делает шаг "в сторону леса", например с такими словами: "I"m going to the forest to hunt a bear" . Второй ребёнок шагает, произнося при этом, допустим, следующую фразу: "I"m going to the forest to hunt a fox" и т.д. После того, как все участники состязания сделают по одному шагу, они также по цепочке шагают второй раз и т.д. Если "охотник затрудняется назвать зверя, на которого идёт охотиться", то он пропускает свою очередь, но из соревнования не выбывает. Побеждает "охотник, быстрее всех добравшийся до леса".

"Кот и воробьи". Тема: Лексика. Начертите окружность диаметром примерно три метра. Выберите "кота", который встаёт в центр круга. Остальные дети, в роли воробьёв, выстраиваются за периметром окружности. Вы задаёте лексическую тему, допустим: "Clothes!". Один из "воробьёв", находящихся за спиной у "кота", запрыгивает обеими ногами в круг, произносит слово заданной категории (например: "T-shirt!" ) и выпрыгивает обратно. "Кот" должен поймать "воробья" пока тот обеими ногами не встал на территорию за пределами окружности. В это время, другой "воробей", оказавшийся за спиной у "кота", запрыгивает в круг, назвав слово на данную тему и т.д. Каждый "воробей" должен назвать три не прозвучавших ранее слова, после чего отойти в сторону. Если "воробей" повторил уже названное слово, то раунд заканчивается досрочно. Ошибившийся "воробей" становится "котом" в следующем раунде, где вы задаёте новую лексическую категорию. Если "воробьям" удаётся не повторяться, то "котом" в следующем раунде становится пойманный участник. Если "кот" за весь раунд не смог поймать "воробья", то он продолжает вести следующий. Забава продолжается до тех пор, пока каждый её участник, как минимум один раз, не побывает в роли кота.

"Стёжки-дорожки". Тема: Лексика + Орфография + Алфавит. Для проведения этого состязания, вам понадобятся разноцветные мелки по количеству детей в группе, а также небольшая коробка. Итак, нарисуйте два домика размером примерно 1м х 1м на расстоянии приблизительно десять метров друг от друга. Раздайте каждому ребёнку мелок определённого цвета и предложите нарисовать извилистую дорожку шириной примерно десять сантиметров от одного домика к другому. Когда все будут готовы, сложите все мелки в коробку. Затем, доставая по одному мелку, напишите, допустим, красным мелком "Family" , синим - "Jobs" , зелёным - "Countries" и т.д. После этого, Студент А, не глядя, достаёт один мелок из коробки. Предположим, ему достался мелок синего цвета. Тогда он встаёт в первый домик у начала синей дорожки. По вашей команде "Ready!... Steady!... Go!" , он называет первое слово заданной категории, например: "Hairdresser!". Далее он ступает на начало дорожки, ставя пятку к границе с домиком и произнеся: "H!" . Затем он делает второй шаг, ставя пятку другой ноги вплотную к носку предыдущей и произнеся: "A!" и т.д. пока полностью не назовёт слово по буквам. Тогда наступает очередь Студента В, достав мелок из коробки, встать к началу своей дорожки и т.д. Когда все участники соревнования назовут по одному слову, Студент А произносит второе и т.д. Победителем состязания становится участник, первым добравшийся до второго домика.

"Ручей". Тема: Цвета + Аудирование + Алфавит. Здесь представлена оригинальная версия популярного "Твистера". Итак, по середине площадки, начертите ручей шириной примерно три метра. Попросите каждого ребёнка нарисовать цветным мелом "на его дне камешек" диаметром примерно пятьдесят сантиметров. Когда всё будет готово, встаньте "на одном берегу ручья". Детям предложите построиться на другой стороне в той последовательности. в какой первые буквы их имён идут в алфавите. После того, как участники построятся, вы даёте Студенту А, например, такие команды: "Green!... Red!... White!... Blue!... Yellow!" . Он, перепрыгивая "с камня на камень" названных вами цветов, "перебирается на противоположный берег ручья". Оказавшись рядом с вами, он называет пять цветов для Студента В. Если тот смог перебраться "на другую сторону ручья", не заступив за границы цветных окружностей, то тогда он, в свою очередь, даёт команды Студенту С и т.д. Если Студент В не смог перебраться "на противоположный берег по камням" указанных цветов, то он выбывает, а ведущим продолжает оставаться Студент А и т.д. Раунд продолжается до тех пор, пока на противоположной от вас стороне не окажется один участник, который начинает вести второй раунд с подачи команд для Студента А и т.д. Чтобы усложнить задачу, ведущие могут давать команды, повернувшись спиной "к ручью". Состязание продолжается до тех пор, пока в нём не останется два победителя.

"Ковры". Тема: Геометрические фигуры + Аудирование. В одном конце площадки, начертите два прямоугольника размером примерно 2м х 3м. В другом конце площадки, отчеркните линию старта и постройте за ней детей. Для 1-2 классов, перед стартовой линий начертите геометрические фигуры и подпишите их английские названия; для 3-4 классов - только напишите названия, не делая никаких рисунков; для 5-6 классов ничего не пишите и не рисуйте. Представив детям новые слова, разделите их на две команды, каждая их которых выстраивается в колонну друг за другом. Вручите по мелку стоящим впереди участникам команд. Когда всё будет готово, вы объявляете, например: "Circle!" . Первые игроки бегут к своим "коврам" и рисуют на них кружок. Затем они возвращаются и передают мелки товарищам. Вы даёте следующую команду, допустим: "Triangle!" и т.д. Вам лучше встать на середине дистанции, чтобы следить как за тем, чтобы участники не заступали за стартовую линию, так и за тем, чтобы они рисовали правильные фигуры. Если в команде мало участников, то каждый пробегает дистанцию два-три раза. Побеждает команда, первой закончившая эстафету, при условии, что у её участников не было ошибок в начертании фигур. Иначе, победа переходит к соперникам.

"Суп-компот". Тема: Продукты. Нарисуйте на асфальте две огромные кастрюли. Разделите группу пополам. Одной команде предстоит "сварить в своей кастрюле суп", т.е. вписать в форму как можно больше названий овощей. Другая команда будет "варить в своей кастрюле компот", т.е. записывать в шаблон названия фруктов. В финале слова подсчитываются и определяется команда-победитель, "положившая в свою кастрюлю наибольшее количество ингредиентов". Чтобы придать занятию более подвижный характер, можно провести его в форме эстафеты, т.е. нарисовать кастрюли в одном конце площадки, а в другом провести линию старта. Участники команд по очереди подбегают к своим "кастрюлям" и вписывают в них по одному слову.

"Архитекторы". Тема: Лексика + Аудирование. Здесь представлен оригинальный вариант эстафеты. Итак, в обоих концах площадки начертите на асфальте по одному квадрату размером примерно 1м х 1м. Разделите площадку двумя параллельными линиями, проходящими на расстоянии примерно два метра друг от друга. Поделите группу на две команды, которые выстраиваются за линиями старта спиной друг к другу, а вы - между ними. Снабдите каждую группу мелком, который также будет исполнять роль эстафетной палочки. По вашей команде, например: "Draw a roof!", один участник от каждой группы бежит по направлению к своему "домику" и дорисовывает крышу. Когда они возвращаются, вы даёте их товарищам примерно такую команду: "Draw a door!" и т.д. Если в группах много участников, можете добавить существительные типа "tree", "road", "bicycle" и т.п. Побеждает команда, быстрее и лучше нарисовавшая свой дом.

"Крокодил". Тема: Аудирование. Здесь представлена излюбленная забава английских детей. Итак, нарисуйте на асфальте реку такой ширины, чтобы дети могли легко её перепрыгнуть. Постройте своих воспитанников "на одном берегу", а сами, в роли крокодила, встаньте "на другом". Дети кричат вам: "Who can cross the river, Mister Crocodile?". Вы отвечаете, например: "Someone whose name begins with the letter V". Участники, чьи имена начинаются на озвученную букву, перепрыгивают "на противоположный берег". Далее дети снова задают вам тот же вопрос, на который вы отвечаете, допустим так: "Someone who"s wearing something orange" и т.д. Раунд продолжается до тех пор, пока "на другом берегу" не останется один участник, который и станет "крокодилом" в следующем туре. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в роли крокодила.

Другие варианты ответов "крокодила":

- Someone who"s 10 years old (11 years old, etc);

Someone who was born in July (in winter, etc);

Someone whose name has got 7 letters (the letter "O", etc);

Someone who"s got green eyes (blond hair, etc);

Someone who"s wearing a cap (glasses, etc).

"Флюгеры". Тема: Стороны света + Аудирование. Постройте детей как на зарядку. Попросите их начертить перед собой на асфальте две пересекающиеся линии. На концах этих линий ваши подопечные рисуют стрелки и подписывают их следующим образом: верхнюю - буквой "N", правую - "E" , нижнюю - "S" и левую - "W". Когда все будут готовы, дети встают не пересечении линий. Вы произносите фразу типа: "The wind is blowing from the east" . Тогда "флюгеры" поворачиваются по направлению стрелки "W" . Для средних классов направления можно задавать так: "The wind is blowing from the south-west" и т.д. Когда убедитесь, что дети поняли правила, начинайте соревноваться на выбывание. В этом случае, после каждой вашей фразы, "флюгер", повернувшийся последним покидает состязание. Упражнение продолжается до тех пор, пока на площадке не останется всего один "флюгер".

"Лавка красок". Тема: Цвета + Глагол have got + Аудирование. Здесь представлен адаптированный вариант старинной татарской забавы. Итак, начертите на площадке квадрат размером примерно 10м х 10м. Одну сторону квадрата подпишите "showcase", противоположную ей - "stockroom", две другие - "counter" и "shelf" . Далее выберите "маляра", который на время отходит в сторону, чтобы не слышать как другие дети договариваются о том, кто какую краску будет представлять. Определившись, они сообщают вам названия цветов и выстраиваются "на витрине". Вы, в роли продавца, встаёте "за прилавок", а "маляр" - напротив вас, "у своей полки". Ваш дальнейший диалог с ним может выглядеть так:

"Маляр": Have you got red paint?

Вы: No, I haven"t.

"Маляр": Have you got green paint?

Вы: Yes, I have.

Ваш положительный ответ служит командой для "зелёной краски" сорваться "с витрины" и побежать "на склад". Поймав, "маляр ставит её на свою полку". Если "краске" удалось добежать до "склада", то там она уже находится в безопасности. Раунд продолжается до тех пор, пока все "краски с витрины" не переместятся либо "на склад", либо "на полку маляра". В результате, "маляр" получает столько очков, сколько "красок" ему удалось собрать "у себя на полке". В следующем раунде, он становится "продавцом", а роль маляра исполняет "краска", последней добежавшая "до склада". Состязание продолжается до тех пор, пока каждый его участник, по меньшей мере один раз, не побывает в роли маляра. Побеждает "маляр", собравший наибольшее количество "красок".

"Космонавты". Тема: Планеты + Орфография + Конструкция to be going to . Начертите окружность такого диаметра, чтобы вы могли свободно встать в неё вместе с детьми. Внутри круга впишите "Earth" . Вокруг нарисуйте ещё девять окружностей диаметром примерно 1м и подпишите их: Jupiter, Moon, Mercury, Neptune, Pluto, Saturn, Uranus, Venus . Представьте детям названия планет. Далее вы встаёте в центр круга "Earth" , а дети вокруг вас. Вы произносите, например: "Who is going to fly to the planet with the third letter "a"?". Участник, первым выкрикнувший "I am!" , прыгает в окружность "Uranus" . Затем вы спрашиваете, допустим: "Who is going to fly to the planet with the fifth letter "n"? ". и т.д. Если детей более девяти, то вы повторяете планеты, используя другие описания. Последний оставшийся становится ведущим следующего раунда. Задание продолжается до тех пор, пока каждый участник,по меньшей мере один раз, не побывает в роли ведущего.

"Танец страусов". Тема: Чтение. Желательно, чтобы подготовку к этому состязанию провели сами дети. Для этого, предложите каждому выбрать себе любое известное всем остальным слово и распечатать его шрифтом 72 в альбомном формате на листе А4. Вам следует сделать то же самое на случай, если в группе окажется нечётное количество человек. Также вам необходимо заготовить скотч или булавки для крепления листов к одежде. Перед началом соревнования разделите группу пополам. В обоих концах площадки проведите линии старта, постройте за ними команды и попросите детей прикрепить листы бумаги на спины друг друга. Тем временем, вы в центре площадки чертите окружность диаметром примерно два метра. Когда все будут готовы, по вашей команде "Ready!... Steady!... Go!" , по одному "страусу" от каждой команды сходятся в круге, с заложенными за спину руками. Их задача - прочитать слово на спине соперника, не трогая его руками и не заступая за границы круга. За подсказки болельщиков, использование рук и заступ за границу, команда дисквалифицируется! "Страус", первым правильно выкрикнувший прочитанное слово, приносит очко своей команде. Если в одной команде оказалось на одного человека меньше, чем у соперников, то вы одалживаете ей свой запасной лист и один из "страусов будет танцевать" дважды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

"Колесо". Тема: Грамматика. Начертите окружность диаметром примерно пять метров. Поделите её на секторы по количеству детей плюс один. В секторы впишите пройденные вами глаголы действия. Например, в группе из двенадцати человек, вам необходимо нарисовать "тринадцать спиц в колесе" и вписать между ними подобные глаголы: buy, do, drink, eat, give, go, make, meet, play, sing, speak, take, wear. Далее предложите каждому участнику занять один из секторов. Ребёнок, оказавшийся позади свободного сектора (назовём его Студент А), должен составить предложение с указанным там глаголом. Предположим, в секторе стоит "eat" и Студент А произносит: "My cat eats ice-cream" . Если вы одобряете получившееся предложение, то Студент А переходит в этот сектор. Затем Студент В составляет фразу с глаголом в секторе, освобождённом Студентом А, и т.д. Все предложения должны быть разноплановыми, т.е. если кто-то сказал, допустим: "I go to school by bus" , то другому не зачтётся такая фраза: "I go to school by car". Участник, не сумевший, в свою очередь, составить подходящее предложение, выбывает их состязания, которое длится до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

"Бухгалтеры". Тема: Количественные числительные. Предложите детям нарисовать на асфальте по одной купюре и подписать её достоинство словами. Если кто-то поставит цифру, то её следует заштриховать. Когда все будут готовы, участники соревнования про себя в уме подсчитывают стоимость всех нарисованных банкнот. Только вам разрешается сделать это на калькуляторе. В финале каждый ребёнок озвучивает получившуюся у него сумму. Победителями становятся те участники, у которых эта цифра совпадёт с вашей.

"Грибной дождь". Тема: Лексика + Аудирование. Здесь представлена оригинальная версия "Съедобного - Несъедобного". Итак, рассредоточьте детей по площадке и попросите их очертить себя окружностями. Затем объясните им, что это - шляпки грибов, которые бывают съедобными и несъедобными. Предложите участникам занятия выбрать, какой у них гриб. Тем, кто решит, что их гриб несъедобный, необходимо нарисовать на своей "шляпке" пятнышки как у мухомора. Когда всё будет готово, дети начинают "гулять по лесу среди грибов". Вдруг вы кричите, например: "It"s going to rain with potatoes!" . Тогда участникам занятия нужно "спрятаться от дождя под шляпками съедобных грибов", т.е. забежать в соответствующий круг. Если вы кричите, допустим: "It"s going to rain with balls!" , то "грибники должны спрятаться под шляпками грибов в крапинку" и т.д. Когда убедитесь, что дети усвоили правила, начинайте состязание. В нем, забежавший в "правильный" круг последним, становится ведущим следующего раунда. Занятие продолжается до тех пор, пока каждый его участник, как минимум один раз, не побывает в роли ведущего.

" Магазины". Тема: Лексика. Нарисуйте на асфальте два огромных магазина. На вывеске одного из них напишите "Supermarket" , а другого - "Department store". Разделите группу пополам. Команда А вписывает в свою форму названия продуктов, а команда В - названия промышленных товаров. Когда лексический запас команд по данным темам будет исчерпан, подсчитайте количество слов и определите победителя. В варианте для средних классов, каждый участник соревнования получает "свой специализированный магазин", например: bookshop, greengrocer"s и т.д. В данном случае, состязание проводится на индивидуальный зачёт.