Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Для чего используются наглядные пособия. Дидактические средства - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

Различают пять основных типов наглядных пособий, которые обычно используются для выступлений перед большими и маленькими аудито­риями.

1. Отпечатанные тексты, которые раздаются присутствующим.

2. Лекционные плакаты с рейкой.

4. Слайдоскопы.

5. Компьютерные изображения.

Рассмотрим преимущества и не­достатки каждого из этих наглядных пособий, а также наилучший способ его изготовления.

5.3.1. Отпечатанный текст

Преимущества. Легко изготовить и раздать. Содержит гораздо больше дополнительной информации в ви­де фактов, цифр, таблиц и графи­ков, чем можно передать вербально. Избавит слушателей от необходимо­сти отвлекаться на записи и даст им возможность сосредоточиться на ва­ших словах.

Полезно включить в отпечатанный текст копии слайдов, при помощи которых вы иллюстрируете свое выступление.

Недостатки. Основная трудность заключается в том, что люди начнут читать предоставлен-ные им материалы во время выступле­ния, отвлекаясь от содержания вашей речи. Поэтому раздавайте отпеча­танные материалы в конце выступления - если нет веских причин отсту­пить от этого правила.

Как изготовить профессиональные брошюры. Внимательно прочитайте черновик и проверьте грамматику. Обяза­тельно попросите третьих лиц ознакомиться с текстом, поскольку автору всегда трудно заметить собственные ошибки: мы видим то, что хотим, а не то, что написано.

Сократите количество предлагаемой информации до минимума. Люди охотнее потратят время на прочтение двух-трех страниц, чем толстого тома.

Включите в брошюру только факты и цифры, имеющие прямое отно­шение к предмету обсуждения.

Брошюры должны быть отпечатаны на белой бумаге с двойным интер­валом.

5.3.2. Лекционные плакаты с рейкой

Преимущества. Гибкость, простота использования и доступность. По­зволяют отображать информацию, полученную от слушателей.

Недостатки. Не подхо­дят для аудитории более чем из 40 человек. Записи в процессе выступления отнимают время и отвле­кают слушателей. Лекционные плакаты с рейкой лучше готовить заранее, добавляя во время выступления лишь несколько ключевых слов. Откры­тые маркеры быстро высыхают, и поэтому перед началом выступления их нужно обязательно проверить.

Подготовка лекционных плакатов. Придерживайтесь правила 5х5. На каждой странице должно быть не более пяти строк, максимум по пять слов в каждой.

В плохо освещенном помещении используйте зеленые маркеры, по­скольку они обладают наибольшей яркостью. Избегайте синего цвета - как показали исследования, он понижает внимание. Красный цвет в наи­большей степени привлекает внимание и способствует запоминанию.

Красным выделяются основные пункты сообщения и подчеркиваются идеи и цифры, которые вашим слушателям требуется запомнить. Не при­меняйте красный цвет для тех пунктов, которые вы не собираетесь выде­лять.

Приступая к изложению вопроса, начинайте с более холодных цветов, например, зеленого и голубого, а затем постепенно переходите к теплым тонам, т.е. желтому, оранжевому и красному.

Приготовьте большую часть плакатов заранее, чтобы не тратить время на написание всего текста. Оставьте место для ключевых фактов и цифр, заполняя его в процессе выступления.

Ключевые слова и фразы должны быть подчеркнуты или заключены в рамку.

Рисунки - если они непосредственно связаны с темой - оживляют ваше сообщение.

Как пользоваться лекционными плакатами. Прикрепите скотчем ножки подставки к полу, чтобы случайно не сбить ее.

Если вы собираетесь менять плакаты, перекидывая их через верх, отре­гулируйте высоту подставки, чтобы вам было удобно это делать. Если вы используете отрывные листы, одной рукой прижмите верхний угол листа, а другой, ближайшей к подставке, оторвите его по линии перфорации снизу верх. Это позволит избежать некрасивых неровных краев и порван­ных листов.

Для памяти на краях листов запишите карандашом основные моменты вашего сообщения.

Наглядность способствует воспитанию у ребенка чувства ре­альности. Наглядные пособия употребляются чаще всего тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному воспри­ятию учащихся или территориально, или по степени своей струк­турной сложности, или по каким-либо иным причинам. Содейст­вуя осуществлению наглядности, учебные пособия обеспечивают богатство восприятий. Но надо иметь в виду, что наглядное учеб­ное пособие значительно беднее натурального объекта.

Конкретизируя учебный материал, учебное пособие не дает той полноты жизненных отношений, которую мы обнаруживаем и вскрываем перед учащимися, например, на экскурсии.

Наглядное пособие ведет к опосредованному познанию. Оно побуждает не только воспринимать действительность, но и осмыс­лять ее, т. е. отражать наиболее полно, адекватно действительно­сти. В этом сущность учебной роли наглядного пособия.

Используя наглядное учебное пособие, мы, прежде всего, даем учащимся возможность воспринять его как целое, а затем путем анализа вскрываем его главные части и их отношения и затем вновь приходим к синтезированному восприятию целого. Таким образом, здесь ребенок от синтеза в мыслях переходит к синтезу в вещах. А дальше усвоенное в школе он переносит в повседневную практику и таким образом проверяет выведенные положения, еще прочнеe закрепляя их в памяти.

Наглядное учебное пособие дает возможность конкретизировать учебный материал. В одних случаях изучаемый объект сам по себе прост, доступен непосредственному восприятию - мы его приносим в класс, показываем учащимся, например ветки, цветы; или совершаем экскурсию, например, на скотный двор, в парк, в В других случаях он недоступен непосредственному восприятию, и тогда приходится пользоваться картиной, чучелом или макетом. Иногда изучаемый объект хоть и доступен, но он является структурно очень сложным для восприятия ребенка и как таковой не может быть предъявлен для непосредственного изучения на уроке, например паровоз. В таких случаях берется не натураль­ный объект во всей его сложности, а упрощенная модель этого объекта, благодаря которой учащиеся получают возможность уяс­нить нужное. После полезно при случае показать и сам натураль­ный объект. Пособие часто дает возможность сложные отношения заменить отношениями простыми. Мы показываем классу диаграмму. Здесь отношения больших чисел, отношения трудно представляемые заменяются отношениями малых чисел, отношениями более простыми и наглядными. Значит, и модель, и диаграмма уп­рощают материал, делают его доступным для ребенка, дают воз­можность учащимся осмыслить его, понять.

Учебное пособие можно рассматривать и как мнемонический прием, который дает возможность лучше сохранить материал в памяти учащихся. Причем здесь ученик запоминает не только са­мое пособие, но и то, что было с пособием связано, хотя бы только по времени.

Наглядное учебное пособие пробуждает интерес и тем освежа­ет внимание учащихся и, кроме того, сообщает этому вниманию определенную направленность.

Пособие дает возможность особенно просто и наглядно под­нести итог проделанной работы. Например, даются учащемуся от­дельные детали табуретки, представляющие собой различные ста­дии ее изготовления, и предлагается расположить их в последова­тельности технических процессов изготовления этой вещи. Или на уроке естествознания - отобрать из альбома рисунки животных того или иного вида, класса.

Можно наметить ряд требований, которым должны удовлетво­рять наглядные учебные пособия. Пособие должно быть демонстративно, т. e. в нем должны ярко бросаться в глаза те его стороны, которые подлежат изучению.

Например, счетная лестница представляет собой 10 палочек различной длины: здесь длина палок - это то, что останавливает на себе внимание ребенка. Из этих палок получается лестница только в том случае, если они подбираются по их последовательно уменьшающейся длине.

Если имеется 10 цилиндров, одинаковой длины и окраски, но разнящихся диаметром основания (от 1 до 10), то внимание учени­ков невольно останавливается на этой разнице - это толстый, а это тонкий; этот еще тоньше и т. д.

Пособие должно давать детям что-то новое, даже в том случае, если оно представляет собой достаточно известный детям объект. Например, на картинке изображена белка, объект, знакомый уча­щимся 7-го класса вспомогательной школы. Но возможно, что ученики не знают, как белка сушит себе грибы. Вот на картинке пособий и видны грибы, насаженные на ветки дерева.

Каждое пособие должно быть посильно для той возрастной группы, для которой оно предназначается. Например, надо нау­чить детей разлагать числа первого десятка на 2-3 слагаемых. Для этого можно сделать табличку, где нарисовано определенное чис­ло пуговок. Табличка вывешивается на доске. А у учащихся есть линеечки и коробки с пуговицами. Линеечки настолько узкие, что они на 2-3 мм меньше диаметра пуговичек. Требуется взять из ко­робки то число пуговиц, которое нарисовано на табличке (отличение числа от структуры), и разложить их на 2 или 3 линеечки.

Пособие должно действовать на ученика многообразием своих качеств: и цветом, и величиной, и тщательностью отделки. Оно должно производить эстетическое впечатление. Это требование важно соблюдать в пособиях-самоделках.

Особо большое значение имеют те пособия, которые могут быть употреблены в разных разделах курса.

Например, ту же счетную лестницу можно употреблять для того, чтобы проверить, как учащиеся сравнивают длину:

Дай самую длинную (метр);

Дай самую большую из оставшихся (9 дециметров);

Дай самую большую из оставшихся (8 дециметров) и т. д.

Ее же можно взять и при прохождении состава чисел первого десятка, когда вы складываете палку в 3 дм и 2 дм и заменяете их палкой в 5 дм; при прохождении счета в пределе двух десятков опять возможно применение счетной лестницы; берете палку в 10 дм. Читаете: один на десять или одиннадцать. Положите 2 дм и получите два на десять - двенадцать и т. д.

Если мы имеем ряд пособий по какому-либо вопросу курса, то их следует так расположить в классе, чтобы уже самое расположе­ние наталкивало учеников на определенные выводы и обобщения. Например, есть три плаката:

«В предложении перед а ставится запятая»;

«В предложении перед но ставится запятая»;

«В предложении перед что ставится запятая».

При удачном расположении плакатов (один под другим) уча­щимися легко делается единая формулировка: «В предложении перед а, но, что ставится запятая».

Приобретаются наглядно-учебные пособия в специальных магазинах наглядных учебных пособий. Очень много пособий можно выбрать в детских игрушечных магазинах. Пособия могут быть изготовлены на уроках труда в различных школьных мастерских. И, наконец, пособия могут быть изготовлены самим учителем или учеником под руководством учителя в процессе внеклассных за­мятий.

Лекция 8. Виды наглядных пособий на уроках изобразительного искусства. Динамические пособия и принципы их разработки. Технические, аудио и видео системы обучения изобразительному искусству.

Наглядные пособия это вид дидактических пособий, которые разработаны для восприятии на уроке во время сообщения нового материала, анализа задания или практической деятельности (рисование с натуры), а так же для эстетического восприятия во время эстетической беседы. По способу демонстрации и форме наглядные пособия можно разделить на следующие группы:

1. Экранные пособия: слайды, презентации, видеофильмы или кинофильмы, карточки для эпипроектора и т.п.;

2. Натуральные и натурные пособия: реальные предметы быта, гербарий, животные, цветы, муляжи и т.п.;

3. Учебные плакаты, таблицы, схемы, динамические пособия.

4. Приборы, каркасы, модели для наблюдения физических явлений.

5. Репродукции произведений искусства.

6. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, детские работы.

Требования к наглядности:

1. Качество: репродукции должны передавать точно произведение искусства, запись - звучание музыкального произведения.

2. Эстетический вид должны иметь все предметы из фондов кабинета и репродукции, детские работы должны быть оформлены, если они служат наглядным материалом для уроков ИЗО.

3. Все материалы дидактического фонда должны быть систематизированы и занесены в каталог кабинета, что упрощает их поиск и хранение.

Современный учебный плакат по изобразительному искусству отличается не только от старых таблиц по теме и эстетике оформления, но и возможностью его использования на уроке, т.к. одно из требований современной методики предъявляемых к плакату, это динамичность.

Динамические таблицы - это плоские наглядные пособия, имеющие подвижные и взаимозаменяемые элементы, части изображения, манипулирование которыми позволяет учителю изменять изображения на плоскости таблицы. Динамическая таблица управляет вниманием детей, делает восприятие учебной проблемы доступным, что облегчает освоение учебного материала, а сам процесс обучения - занимательным. Динамическое пособие позволяет учителю руководить восприятием детей, активизируя его и делая его осознанным.

Рассмотрим несколько принципов достижения динамики в учебной таблице.

1. Принцип аппликации является наиболее простым и распространенным способом приведения в движение частей изображения на плоскости. Его часто используют в мультипликации. Основными составляющими динамической аппликативной таблицы являются: плоскость - фон, композиционные элементы. Проблема организации движения на такой плоскости заключается в том, как крепить элементы на вертикальной плоскости.

Наиболее известные способы крепления:

    использование ворсистых материалов, т.е. фон и обратная сторона элементов покрыты или ворсистой бумагой или тканью (фланель, драп);

    использование магнитов, т.е. магнит может быть приклеенным на обратной стороне элемента, а для фона берется металлический лист или на обороте металлического фона прикрепляются несколько больших магнитов, а на композиционные элементы наклеивается металлическая полоска;

    при помощи иголок - булавок;

    при помощи детского пластилина.

2. Принцип «кармана». Элементы динамической таблицы можно крепить на плоскости с помощью «карманов», которые могут быть прорезными или накладными. Такие таблицы менее динамичны, чем аппликативные, так как передвижение элементов на плоскости ограничено количеством и расположением «карманов». Использование принципа «кармана» позволяет учителю путем проб создать учебную таблицу в ходе объяснения нового материала или поставить задачу на закрепление уже пройденного материала перед одним учеником или классом.

3. Принцип «чешуи». Если фон таблицы сделать многослойным, закрепив на нем небольшие лоскуты или полоски бумаги внакладку, как крепится чешуя на рыбе, то получим отличную плоскость для показа. Таблица, имеющая такой фон, более динамична, чем таблица с «карманами», она не требует также особых материалов и инструментов для крепления элементов композиции на фоне. В зависимости от формы элементов, составляющих фон, в таблице могут быть изображены стилизованное море, небо, лес, луг и др. Такой фон можно использовать при организации коллективного результата работы учащихся на уроке (например, панно «Бабочки» или «Бал цветов» на фоне «зеленого луга»).

4. Принцип «ленты». Если отдельные элементы композиции разместить на общей полосе бумаги, то получится своеобразная демонстрационная лента. Ее можно пропускать через прорези в фоне, что как кадр в диафильме, отделив нужное изображение от других композиционных элементов. Динамический плакат может включать в себя одну или несколько независимо движущихся лент.

5. Принцип «книги». Книга, как динамическое пособие, иллюстрирующее рассказ учителя, может быть необыкновенной формы. Ее страницы могут быть разрезаны на полосы, тогда стоит задача: соединить полосы в единый лист нужной или удачной композиции. Страницы книги могут иметь необычную форму необычную форму, причем каждая страница по форме отличается от других, тогда, листая эту книгу, налагая одну страницу на другую, можно менять изображение, как в мультфильме.

6. Принцип мультипликации. В основе этого принципа лежит использование прозрачных пленок, которые позволяют «наносить» любой рисунок на цветной фон или на имеющееся изображение. Так можно продемонстрировать изменение в пейзаже с помощью цветных пленок, когда один и тот же нейтральный по эмоциям пейзаж может стать веселым солнечным или грустным пасмурным. Так же можно «уронить» на нарисованный город снег, изображенный на прозрачной пленке. С помощью прозрачных пленок для кодоскопа можно продемонстрировать поэтапное выполнение изображения.

Технические, аудио и видео системы обучения изобразительному искусству.

Виды технических средств обучения изобразительному искусству. Визуальные системы: эпипроектор, диапроектор, фильмоскоп, эпидиаскоп, кодоскоп, кинопроектор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер (мультимедиа). Музыкальные проигрыватели и магнитофоны CD - проигрыватели.

Фотография как доступное средство воспитания эстетического интереса к окружающей действительности и художественного творчества.

Фронтальное и индивидуальное использование технических средств обучения.

Фонд визуальной и музыкальной информации в кабинете. Создание учителем пособий для уроков с использованием технических средств: слайд-фильм, видео-фильм, музыкальная и литературная фонотека

    выбрать тему урока из одной из типовых программ и разработать динамическое пособие по данной теме (формат А3).

    выбрать тему урока из одной из типовых программ и подготовить презентацию к данному уроку.

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения - 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необхо­димых данных для суждения. Чем больше органов чувств участ­вует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности , который состоит в том, что учащиеся идут к до­стоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обуче­ния изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы рас­крыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием ка­рандаша, но на практике у него это не получается. Учитель пока­зывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и в конце концов протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и не­правильно намеченные линии.

Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп).

Виды наглядности.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность , когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

Типы наглядности.

Наглядные пособия можно выделить в следующие группы:

Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных.

Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов, квадратов на подставках, вертушки для раскрытия закономерностей смешения цветов.

Методические схемы, рисунки и таблицы. Поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Заменяя рисунок учителя на доске они способствуют экономии времени. Динамические таблицы.

Репродукции с картин, рисунков, изображения предметов, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев.

Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы,CD, DVD, диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу, и в конечном итоге повышает эффективность урока.

Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок – показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения предмета.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают».

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом педагога. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова педагог руководит наблюдением, которое ведут обучающиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах обучающиеся получают из наблюдаемых объектов.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. В этом случае, на учебном занятие, посвященном той же теме (серная кислота), педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства .

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности обучающихся. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у обучающихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них обучающимся .

Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет инженеру-преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности обучающихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Вопросы методики применения наглядных пособий

1. При подготовке к занятию:

1.1. определение дидактических задач, решаемых с помощью наглядных пособий;

1.2. детальное знание наглядного пособия, намеченного к применению на занятии;

1.3. определение места наглядного пособия на занятии;

1.4. определение способов применения наглядных пособий на занятии.

2. В ходе проведения занятия:

2.1. подготовка обучающихся к восприятию демонстрации пособия. Создание проблемной ситуации;

2.2. руководство восприятием пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.);

2.3. анализ совместно с обучающимися, учебного материала, получаемого с помощью наглядного пособия;

2.4. руководство самостоятельной работой обучающихся по осмыслению материалов, получаемых с помощью наглядных пособий;

2.5. рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и учебного труда обучающихся с учетом содержания и специфики наглядных пособий .

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий

· сообщение обучающимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

· повышение доступности обучения;

· повышение темпа изложения учебного материала;

· повышение интереса, удовлетворение их запросов и любознательности;

· снижение утомляемости обучающихся на занятиях;

· переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

· увеличение доли времени на самостоятельную работу обучающихся;

· облегчение труда преподавателя и обучающихся.

Учебные ситуации, требующие применения наглядных пособий:

· Изучаемые объекты в натуре очень велики или столь же малы;

· Необходимость наглядного выражения взаимосвязи элементов, показывающая принцип действия устройства;

· Демонстрация взаимного расположения деталей механизма или машины в наиболее характерных моментах движения.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий

· Наглядное пособие нужно демонстрировать тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;

· Нельзя перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий;

· В процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств - зрение, слух, осязание и т.д.;

· Рационально сочетать слово и демонстрацию. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия;

· Побуждать, обучающихся, при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность;

· Умело использовать “эффект новизны” - не показывать наглядное пособие, обучающимся, до момента его демонстрации;

· Действующие и динамические наглядные пособия обязательно показывать в динамике, в действии;

· Обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) .

Методика использования наглядности преподавателя дисциплины «Технология парикмахерских работ» приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу) . Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на учебном занятии темы. Чтобы обучающийся смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

Использование наглядных средств для преподавания технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются преподаватели и обучающиеся для более эффективной реализации задач образования. На каждом занятие необходимо наличие образца (схожих образцов), схем, эскизов, инструкционных карт.

Неполная информация необходимая, для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у обучающихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно "прозрачно", оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственного и образного мышления .

При преподавании технологии особенно значимо использование наглядных средств обучения. Педагог застрахован от многих методологических ошибок, если перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый объект. Тогда объяснение, используемые при этом термины не входят в противоречие со сложным образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что:

1. Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

2. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным "может быть образ реально существующего предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, фантастического объекта.

3. Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, от его интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощущать данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

3. Следует иметь в виду, что функции учебных пособий и средств наглядности в обучении могут быть совершенно разными. В одних случаях наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных, наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которых они не наблюдали. В других случаях наглядные пособия используются для того, чтобы обучающиеся смогли проделать с ними какие-то определенные действия. Пособия могут использоваться и как материализованные опоры для усвоения сложных абстрактных понятий. И т. д.

Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия и средства наглядности, педагог отдает себе отчет в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнить в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить занятия наглядностью.

4. При использовании наглядных пособий и средств наглядности учителю надо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся, особенности содержания учебного материала, а также свои личные качества: ведь один педагог, лучше владеет речью, другой -- более изобретательной и т.д.