Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Как правильно составить план занятия. Как составить план урока: пошаговая инструкция

Работая в школе, учителя постоянно сталкиваются с проблемой разработки плана урока и составления его требуется не только для того, чтобы администрация школы могла проверить готовность педагога к занятию, но и для того, чтобы учитель мог основательно разобраться в нем, не терялся в ходе работы и не переживал о том, чем занять детей в ближайшие сорок пять минут.

Основные требования к конспекту

Конспект урока разрабатывается в соответствии с требованиями учебной программы, утвержденной Министерством образования. Любой урок должен соответствовать определенной теме и выполнять прописанные в учебной программе задачи, соответствовать утвержденным образовательным и воспитательным целям, иметь четкую структуру.

План урока по ФГОС разрабатывается в зависимости от На сегодняшний день выделяют следующие :

  • Усвоение новых знаний.
  • Закрепление изученного материала.
  • Повторение.
  • Систематизация и обобщение знаний и умений.
  • Контроль знаний и умений.
  • Коррекция знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Кроме того, выделяют интегрированные и которые имеют сложную и специфическую структуру. Вне зависимости от типа урока, неизменными в структуре плана остаются:

  • Шапка плана-конспекта.
  • Организационный этап.
  • Постановка целей и задач урока.
  • Рефлексия и подведение итогов занятия.

Составляющие плана

Любой план урока состоит из следующих разделов:

  • Шапка конспекта, в которой прописываются основная информация об уроке, его типе и виде, целях, задачах.
  • Ход урока - основная часть конспекта, в которой поэтапно прописывается каждое действие учителя, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов или рефлексией.
  • Домашнее задание. Оно может отсутствовать в том случае, если это был контрольный урок.

Шапка конспекта

План урока всегда начинается с шапки. В ней прописывается:

  • Тема урока. Зачастую она записана в поурочном плане учителя.
  • Цель. Каждый урок имеет свою триединую цель. В нее входит: обучение (например, дать представление о предмете, обобщить и систематизировать знания, отработать навыки); развитие (развивать память, мышление, коммуникабельность, умение самостоятельно работать); воспитание (воспитать или привить чувство патриотизма, трудолюбие, дисциплинированность и т. д.).

  • Задачи, в которых прописывается минимум знаний и умений, который ученики должны приобрести в ходе урока. Обязаны соответствовать требованиям к знаниям, которые выдвигает к учащимся Министерство образования.
  • Тип урока.
  • Методы и приемы, используемые на уроке: метод упражнений, лекция, беседа, микрофон, диктант и прочие.
  • Оборудование, используемое на уроке: видео и аудио материалы, картины, презентации, карточки.
  • Литература. Желательно также указать источники, которые были использованы при составлении урока - статьи, учебники.

Ход урока

Основная часть конспекта - подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:


Основная часть урока делится на несколько пунктов:

  • Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.
  • Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.

Домашнее задание

В конце конспекта записывается домашнее задание. Зачастую оно подразумевает работу с учебником и выполнение определенных упражнений.

Если у вас уже есть план урока на тему следующего занятия, вы можете предложить ученикам обработать подготовленный вами для изучения материал и затем рассказать его одноклассникам.

Как вариант, учитель может предложить дифференцированное домашнее задание на выбор учеников. К примеру, выполнить упражнения из учебника или же создать проект по теме - опорные таблицы, тесты, стенгазеты, подобрать упражнения для закрепления. Естественно, творческие задания оцениваются отдельно. Выполнить их могут ученики, претендующие на высокие оценки.

Конспект открытого занятия

План открытого урока мало чем отличается от обычного конспекта. Основным отличием является более тщательный подбор материала, методов и приемов для его проведения.

Желательно, чтобы открытое занятие имело свой эпиграф, наглядные материалы, а в работе с учениками использовались инновационные методы и приемы обучения. Задания и материал к уроку также следует тщательно выбирать, анализировать его на соответствие существующим образовательным нормам и стандартам. Важно максимально точно рассчитать время, необходимое для выполнения всех запланированных работ, чтобы ученики успели все сделать, но при этом урок не должен окончиться рано.

Шаблон конспекта

Если вы не знаете, как составить план урока, воспользуйтесь готовым шаблоном. Для составления конспекта вам необходимо заполнить уже готовую шапку, а также подобрать материал для каждого из расписанных пунктов.

План урока:


Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Актуализация знаний и умений по теме.
  • Объявление темы и цели.
  • Сообщение нового материала.
  • Закрепление.
  • Подведение итогов.
  • Оценивание.
  • Домашнее задание.

Предлагаем вашему вниманию несколько практических советов по составлению конспекта.

  • Составление плана урока всегда начинается с формулировки темы, целей и задач.
  • Обязательно определите основные понятия и определения, на которые вы будете опираться на уроке. Полезно составить для себя мини-словарь терминов и понятий, используемых при изучении темы.
  • Определите, какую часть учебного материала вы дадите на данном уроке, а какую разберете на следующих занятиях.
  • Определите тип (изучение нового материала, закрепление, комбинированный урок) и вид урока (лекция, киноурок, практическая или лабораторная работа).
  • Подберите материал и литературу по теме, учебные материалы и оборудование, наглядные пособия.
  • Придумайте «изюминку»: эпиграф, интересный факт, опыт.
  • Обдумайте, как вы проведете контроль знаний в конце занятия - с помощью беседы или тестов.
  • Обдумайте объем домашнего задания, подберите соответствующие материалы.
  • Обязательно подготовьте карточки по теме. В случае если класс быстро справится с поставленными вами задачами, вы всегда сможете дать дополнительное задание.

  • После составления плана обязательно просмотрите его, подпишите карандашом, сколько примерно времени понадобится на каждый этап. Если вам покажется, что заданий слишком много, определите для себя те, которые вы можете выбросить. В случае если заданий мало, подберите дополнительные.
  • После проведения обязательно проанализируйте свой конспект, отметьте, какие задания прошли «на ура», а какие оказались лишними. Учтите полученные результаты при составлении следующего конспекта. Особенно если вы собираетесь презентовать план открытого урока по данной теме.

Выводы

План урока - это один из основных документов, который обязательно должен быть у учителя. В конспекте указывается тема, цель, задачи, а также подробно расписывается ход занятия. С помощью него учитель не только может доказать администрации свою готовность к учебному процессу, но и без проблем проведет любой урок.

Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Почему необходимо научится писать конспекты и

Порядок ведения конспекта

Как красиво и правильно писать конспект

Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.

Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.

В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.

Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.

Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).

Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.

Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).

Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе

Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.

Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.

Особенности написания конспекта по ФГОСу

Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).

При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.

Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе

Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).

Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.

Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать

Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.

Порядок ведения конспекта

Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.

Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.

Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.

Создание эффективных планов уроков требует времени, усердия и понимания целей и способностей студентов. Цель, как и во всей учебе, – мотивировать учащихся понять суть того, что вы преподаете, чтобы они как можно больше запомнили. Вот некоторые идеи, которые помогут вам получить максимальную отдачу от вашего класса.

Шаги

Создание основной структуры

  1. Обязательно определите свои цели. В начале каждого урока пишите цель плана урока вверху. Она должна быть совершенно простой. Что-то вроде, "Ученики научатся идентифицировать различные структуры тела животных, которые позволяют принимать пищу, дышать, двигаться и развиваться". В принципе, это то, что будут знать ученики после того, как вы с ними поработаете! Если вы хотите что-то добавить, допишите, как они могут сделать это (с помощью видео, игр, карточек и так далее).

    • Если вы работаете с младшими школьниками, ваши цели могут быть более базовыми, как "Совершенствование навыков чтения или письма." Они могут основываться на навыках или концепции. Ознакомьтесь с материалами о том, как писать образовательные цели, для получения более подробной информации.
  2. Напишите обзор занятия. В общих чертах обозначьте его главные идеи. Например, если ваш класс проходит Гамлета Шекспира, ваш обзор может включать информацию о том, каково место «Гамлета» среди остальных произведений Шекспира, насколько исторически точно описаны события и как темы желания и ухищрений могут соотноситься с текущими событиями.

    • Все зависит от продолжительности урока. Мы расскажем о шести основных шагах к любому уроку, все из которых нужно включить в ваш обзор. Но тем не менее, вы всегда можете запланировать больше.
  3. Спланируйте свой график. Если у вас много работы в установленный промежуток времени, разбейте план на разделы, которые можно пройти быстрее или медленнее, перестраиваясь с учетом изменений, если таковые произойдут. Давайте используем часовое занятие в качестве примера.

    • 1:00-1:10: Разминка . Сосредоточьте внимание на занятии и кратко повторите вчерашнюю дискуссию о больших трагедиях; свяжите это с «Гамлетом».
    • 1:10-1:25: Представление информации. Для начала, обсудите биографию Шекспира в общих чертах, сосредоточив внимание на его творческого периоде за 2 года до и после написания «Гамлета».
    • 1:25-1:40: Практическое задание под руководством учителя . Обсуждение в классе основных тем пьесы.
    • 1:40-1:55: Более произвольное практическое задание. Класс пишет один абзац, описывая текущее событие по-шеспировски. Индивидуально поощряйте способных учеников написать 2 абзаца и помогайте тем, кто справляется медленнее.
    • 1:55-2:00: Заключение. Собираем работы, даем домашнее задание, распускаем класс.
  4. Узнайте своих учеников лучше. Четко определите, кого вы собираетесь воспитывать. Какой их стиль обучения (зрительный, слуховой, тактильный или комбинированный)? Что они уже знают и в чем могут быть недостаточно осведомлены? Разработайте свой план так, чтобы он подходил всем ученикам класса, а затем внесите изменения, которые необходимо учитывать для школьников с ограниченными возможностями, для тех, кто испытывает трудности или недостаточно мотивирован, и для талантливых учеников.

    • Шансы 50/50, что вы будете работать с кучей экстравертов и интровертов. Некоторые ученики будут ярче проявлять себя в индивидуальных заданиях, а другие лучше раскроются в парной работе или в группах. Зная об этом, вы сможете разработать такие виды деятельности, которые подойдут для людей с разными предпочтениями во взаимодействии.
    • Вы также решите вопрос тех учеников, которые разбираются в теме так же, как и вы (к сожалению!), и тех, которые вроде и не глупые, но смотрят на вас, будто вы с Марса. Если вы знаете, кто эти дети, то сможете грамотно объединить или разделить их в работе (чтобы выиграть!).
  5. Используйте несколько форм взаимодействия учеников. Некоторые ученики хороши сами по себе, другие – в парах, а третьи – в больших группах. Пока вы позволяете им взаимодействовать и развивать друг друга, вы делаете свою работу. Но так как каждый ученик – индивидуальность, попытайтесь создать возможности для всех типов взаимодействий. Ваши ученики (и сплоченность класса) только выиграют от этого!

    • Действительно, любой деятельностью можно управлять так, чтобы поработать отдельно, попарно или в группах. Если у вас уже появились интересные идеи, посмотрите, сможете ли вы их переделать так, чтобы смешать разные виды взаимодействия. Иногда для этого просто нужна лишняя пара ножниц!
  6. Обращайтесь к разнообразным стилям обучения. У вас обязательно будет несколько учеников, которые не могут высидеть 25 минут при просмотре видео, и такие, которым надоедает прочтение двух страниц отрывка из книги. Никто из этих учеников не глупее другого, так что помогайте им, переключая виды деятельности и используя способности каждого школьника.

    • Каждый ученик учится по-своему. Некоторые должны увидеть информацию, кому-то лучше воспринимает на слух, а другим нужно в буквальном смысле дотронуться к этому. Если вы отлично провели время за разговором, остановитесь и дайте им об этом поговорить. Если ученики что-то читали, придумайте практическую деятельность, чтобы они смогли использовать свои знания. Школьники благодаря этому будут меньше скучать!

    Планирование этапов

    1. Сделайте разминку. В начале каждого урока ум учеников еще не нацелен на работу. Если бы кто-то вдруг начал объяснять операцию на открытом сердце, вы бы, вероятно, смогли произнести лишь: "Ого, помедленнее. Вернитесь к "возьмите скальпель."" Облегчите им работу. Это то, для чего создана разминка – она не только позволит вам оценить знания учеников, но и помогает им войти в привычную колею.

      • Разминка может быть простой игрой (возможно, о лексике по теме, чтобы увидеть их текущий уровень знаний (или то, что они помнят с прошлой недели!) или это могут быть вопросы, обсуждение или изображения для начала разговора. В любом случае, заставьте школьников говорить. Пусть они думают о теме (даже если вы явно не дали такую установку).
    2. Представьте информацию. Это совершенно просто, не так ли? Несмотря на ваш формат урока, нужно начать с представления информации. Это может быть видео, песня, текст или даже понятие. Вот та база, на которой основывается весь урок. Без этого ученики не достигнут нужных результатов.

      • В зависимости от уровня знаний учеников, вам, наверняка, придется возвращаться к основам. Подумайте о том, как далеко назад вам придется пойти. Предложение "Он повесил пальто на вешалку" не имеет смысла, если не знать, что такое "пальто" и "вешалка". Объясните им самые основы и прорабатывайте эти моменты на следующем уроке (или двух).
      • Возможно, полезным будет напрямую рассказывать школьникам, что они будут изучать. То есть, объяснить им свои цели . Более ясного способа сделать это вы не найдете! Таким образом, все будут уходить, зная , что выучили в этот день. Никаких вокруг да около!
    3. Дайте ученикам попрактиковаться под вашим руководством. Теперь, когда они получили информацию, вам нужно разработать такое занятие, чтобы ввести ее в активное использование. Тем не менее, это все еще новый для школьников материал, поэтому начинайте с такой деятельности, которая направит их в нужное направление. Разработайте рабочие листы, задание на сопоставление или используйте изображения. Не следует приступать к сочинению, прежде чем вы выполните упражнение по заполнению пропусков!

      • Если у вас есть время для двух видов деятельности, тем лучше. Хорошая идея – проверить знания на двух различных уровнях: например, письмо и говорение (два разных навыка). Попробуйте включить различные виды деятельности для учеников с разными способностями.
    4. Проверяйте их работу и оценивайте продвижение вперед. После работы под вашим руководством оцените своих учеников. Понимают ли они, что вы до этого им объясняли? Если да, то это здорово. Вы можете двигаться дальше, возможно, добавив элементы понятия посложнее или проработав более трудные навыки. Если они не поняли вас, вернитесь к прошлой информации. Как представить ее по-другому?

      • Если вы занимались с одной и той же группой некоторое время, то скорее всего, вы знаете учеников, у которых могут возникнуть трудности с определенными понятиями. Если это так, объедините их со школьниками посильнее, чтобы занятие было успешным. Вы же не хотите, чтобы определенные ученики отставали, или чтобы весь класс ждал, пока все достигнут одного уровня.
    5. Дайте ученикам поработать без своего руководства. Теперь, когда школьники усвоили основы, позвольте им показывать свои знания самостоятельно. Это не означает, что вы должны выйти из класса! Просто подразумевает то, что ученикам пора войти в творческий процесс, что позволит им по-настоящему усвоить представленную вами информацию. Как добиться преуспевания интеллектуальной деятельности школьников?

      • Всё зависит от предмета и навыков, которые вы хотите использовать. Это может быть что угодно – от 20-минутного проекта по изготовлению марионеток до двухнедельных жарких дебатов относительно трансцендентализма.
    6. Оставьте время для вопросов. Если на вашем занятии достаточно времени, чтобы охватить предмет, оставьте десять или около того минут в конце для вопросов. Можно начать обсуждением и перейти к более детальным вопросам по данной теме. Или же используйте оставшееся время для разъяснений –два этих способа пойдут на пользу вашим ученикам.

      • Если в вашей группе полно детей, которых не заставишь поднимать руку, то дайте им работать друг с другом. Предоставьте им аспект темы для обсуждения и около 5 минут на разговор об этом. Затем вынесите обсуждение в класс и обговаривайте идеи в группе. Обязательно всплывут интересные моменты!
    7. Конкретно завершите урок. В некотором смысле, урок напоминает разговор. Если вы просто прекратите его, покажется, что он завис в воздухе. Это не то, чтобы плохо... но просто оставляет странное и неудобное чувство. Если позволяет время, подведите итог дня вместе с учениками. Это хорошая идея, чтобы в буквальном смысле показать им, что они что-то изучили!

      • Уделите пять минут, чтобы пройтись по изученным за день понятиям. Задайте им вопросы по понятиям (не вводя новую информацию), чтобы повторить то, что вы сделали и получили за день. Это своего рода циклический прием, который суммирует вашу работу!

    Оставьте пространство для маневра. Вы расписали свой урок по минутам, правда? Отлично – но знайте, что это только ваша опора. Вы же не будете говорить: "Дети! Уже 1:15! ПРЕКРАТИТЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ." Преподавание работает не так. Хотя вам лучше пытаться придерживаться своего учебного плана в пределах разумного, дайте себе немного пространства для маневра.

    • Если вы обнаружили, что не хватает времени, подумайте, что вы можете и не можете выпустить. Что нужно обязательно изучить, чтобы дети побольше усвоили? А что по сути «вода» и просто помогает убить время? С другой стороны, если у вас в запасе осталось время, лучше иметь дополнительный вид деятельности, который можно использовать, если что.
  7. Перепланируйте занятие. Лучше пусть у вас останутся лишние занятия, чем не хватит до конца урока. Хотя вы и рассчитываете хронометраж урока, планируйте по нижней планке. Если что-то может занять 20 минут, рассчитывайте на 15. Вы никогда не знаете, как быстро справятся ваши ученики!

      Разработайте запасной план. В вашей преподавательской карьере у вас будут дни, когда ученики пронесутся по вашему плану и оставят вас в потрясении. Еще у вас будут дни, когда тесты перенесли, пришла только половина класса, или видео, DVD-плеер «проглотил» ваш диск. Когда такой день поднимает свою уродливую голову, у вас должен быть план про запас.

      • У большинства опытных учителей под рукой всегда есть много планов-конспектов, которые они могут вытащить в любой момент. Если у вас прошел особенно успешной урок по решетке Пеннета, придержите этот материал на потом. Вы можете превратить его в другой урок с другим классом об эволюции, естественном отборе или генах в зависимости от возможностей следующего класса. Или у вас может быть припасен урок по, скажем, Бейонсе (подумайте о гражданских правах или движении за права женщин, распространении поп-музыки или просто об уроке музыки на пятничный день). Любой.

Образец составления поурочного плана

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя.

Этап II. Цели урока

М олодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (работать с лабораторным оборудованием и тд).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

Для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Можно заменить этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию).

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
✓ уровнем проведения урока;
✓ содержательной частью;
✓ методической наполненностью;
✓ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как составить план урока?

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

✓ уровнем проведения урока;

✓ методической наполненностью;

✓ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция;

2 – урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок формирования умений и навыков

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

2 – урок-лабораторная работа;

3 – урок практических работ;

4 – урок-экскурсия;

5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 – письменная проверка;

3 – зачет;

4 – зачетные практические и лабораторные работы;

5 – контрольная (самостоятельная) работа;

6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

4. Структура урока

Структура урока изучения нового материала:

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изложение нового материала по плану.
  3. Самостоятельной усвоение новых знаний:
  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
  1. Закрепление нового материала:
  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.
  1. Самостоятельная работа учащихся:
  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.
  1. Подведение итогов урока:
  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.
  1. Индивидуальные задания учащимся:
  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций .

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:

Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Схема анализа урока информатики

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока . Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
  • наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
  • последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
  • связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.

8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.

11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.

12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.

14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.

15. Выводы:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.