Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Святочный рассказ от чудесного доктор. "Чудесный доктор"

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

От Рождества до Крещения – Святки. "Редька" каждый год публикует святочные мини-повести и мы в полной мере осознали, как тяжело приходилось писателям до революции, придумывать сюжеты святочных рассказов – ведь без них не обходилось ни одна, уважающая себя газета. Вот и очередная мини-повесть по мотивам Куприна.
"Чудесный доктор"

Пролог
Мороз крепчал, но близнецы Гришутка и Ванечка не хотели возвращаться домой. Окна магазинов манили подарками и яствами. Охранники прогоняли их от витрин, но они снова расплющивали носы о витринное стекло…
Мороз крепчал… (без этой фразы, как известно не обходится ни один святочный рассказ)
Но братьям не хотелось возвращаться в холодную полуподвальную комнату общежития, где обитало их семейство: больная маменька с полугодовалой крошкой на руках, безработный папенька, бабушка в прогрессивном параличе и сильно кашляющая сестренка Ниночка. Да еще прибился пьющий дядюшка-афганец, который ночами кричал как он «…под Кандагаром гадов мочил», пугая всех. Добрые супруги не решались его выгнать в зиму. И вот сейчас, в канун Рождества там происходило вот что.

1. В комнату зашел осунувшийся глава семьи Николай Иванович.
- Получил? – вскричала маменька.
- Нет… - глухо отозвался папенька. – Обанкротились… Начальник сказал, что денег нет, но вы держитесь…
- А ты сказал, что дети…
- Говорил… А он мне: «А вы на макарошки налегайте». А эта, его сучка-секретарша, шипит: «Государство не заставляло вас рожать!».
- Отопление отключили… - прошамкала прогрессивная бабушка.
- Заходил комендант, сказал, чтобы после Рождества убирались отсюда, если не заплатите, - сквозь кашель проговорила Ниночка.
- Пойду, попробую сдать бутылки… - просипел дядюшка-афганец.
Вбежали братья-близнецы.
- А что бы поесть?
Маменька заплакала.
Николай Иванович схватился за голову и выскочил на улицу.

2. Послонявшись по городу, он уселся на скамью. «Милостыню что ли начать просить…» В это время рядом с ним присел хорошо одетый господин.
- Люблю Рождество! – заявил господин, с еле уловимым иностранным акцентом. – Морозец! Снежок этакий похрустывает… Как доктор, утверждаю, замечательная у вас погодка для здоровья. Хорошо!
- Хорошо?! – вдруг закричал несчастный Николай Иванович. – А знаете ли милостивый государь, что мои дети три дня не ели! Что я полгода зарплату не получал и вряд ли получу!
- Пойдемте! – сказал странный доктор, сверкнув стеклами золотых очков.

3. Свершилось чудо. Не прошло и часа, как было включено отопление, больная маменька пила горячее молоко с медом, паралич бабушки был признан не таким уж прогрессивным, и она сейчас сама бодро скакала в пуховом набрюшнике по комнате, радостно всхлипывая и похрюкивая. Дядюшка-афганец пошел сдавать бутылки и не вернулся. Ниночка перестала кашлять после каких-то таблеток. Чудесный доктор особенно внимательно осмотрел ее и братьев-близнецов. Затем удовлетворенно хмыкнул и послал Николая Ивановича за едой. По пути он поинтересовался, кто у него был директором и куда-то позвонил. Спустя какое-то время запищал мобильник: зарплата за полгода пришла на карточку! В коридоре он сунул ошалевшему от счастья Николаю Ивановичу пачку пятитысячных банкнот.
- Кормите ваших детей хорошо, купите им икру. Я через пару неделек загляну к вам и устрою их за счет благотворительного фонда в санаторий в Турции.
Чудесный доктор исчез.

4. Дела у Николая Ивановича пошли на лад. В этот же вечер ему позвонил директор и очень вежливо поздравил с Рождеством, попутно интересуясь, откуда он знает чиновника, курирующего соцобеспечение в области. Он, кстати, предложил Николаю Ивановичу работу в своей новой фирме и беспроцентный кредит на покупку большой квартиры в новом доме. Никто так весело не встречал Рождество, как семейство Николая Ивановича. Тихий ангел даже устал порхать под низкими потолками полуподвальной комнаты. На башне Святого Вована пробило полночь. Взошла Рождественская звезда!

Эпилог
Напрасно ждал Николай Иванович чудесного доктора. В этот же вечер пьяный до изумления актер Сапегин, закончив новогодний чёс, возвращался домой на своей битой-перебитой «тойоте». На голове его торчала шапка деда Мороза, на облеванном заднем сидении валялась в стельку пьяная подруга Марфа, она же Снегурочка. Сапегин, вспомнив о заветной бутылочке в холодильнике, придавил на газ. И тут впереди показалась фигура. Блеснули очки… Удар!.. Чудесного доктора подбросило и шмякнуло на мостовую. Все было кончено...
Сапегина наказали, конечно, но не сильно. Потому что, задавленный им доктор оказался разыскиваемым Интерполом международным преступником, главарем банды, поставляющей детские органы из России в страны с развитыми демократическими традициями.
Мороз крепчал…

Святочный рассказ

Анализ рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»

5 класс

Барнаул 2018

В XIX веке стал популярным жанр святочного рассказа. Как и мы сейчас с нетерпением ждем фильмов с чудесными новогодними приключениями, так и тогда ждали новых святочных рассказов. Что же такое святочный рассказ?

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого – либо эпизода из жизни героя. По мнению Н. Лескова,«от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от рождества до крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. »

А вот каким должен быть святочный рассказ по мнению Н. Н. Старыгиной: «Жанровый святочный канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась веселым характером повествования».

Опираясь на вышесказанные определения, выделим основные признаки святочного рассказа:

    События рассказа разворачиваются в период от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января)

    Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай).

    Герой, как правило, пребывает в каком-либо тягостном состоянии: уныния, скорби, одиночества, бедности, разочарования, горя.

    В кульминации рассказа происходит чудо или необыкновенная случайность. Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

5) Развязка рассказа связана с преображением героя, переменой его состояния.

6) Светлый и радостный финал рассказа.

7) Социальная тематика рассказа.

8) Использование слова,присущих Рождественской тематике.

Основателем жанра святочного рассказа считается Николай Васильевич Гоголь («Ночь перед Рождеством»). Продолжателями святочного жанра стали Николай Лесков (цикл святочных рассказов, «Христос в гостях у мужика»), А. И. Куприн, А. П. Чехов.

Остановимся подробнее на рассказе Александра Куприна « Чудесный доктор».

Куприн не говорит сразу, что рассказ происходит в святки, но мы догадываемся об этом по приметам: « они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки» , «сияющие елки» , «праздничное оживление толпы», праздничные хлопоты». И лишь в конце автор, наконец, называет время – Рождественский сочельник: «Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова - того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай). Подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни- ад, праздничный город, встреча с доктором- земля, Мерцалов отец- находит работу, Матушка выздоравливает, мальчики идут в гимназию, спустя годы Григорий Емельянович Мерцалов занимает ответственный пост в одном из банков- рай.

В «Чудесном докторе» в состоянии духовного уныния, нищеты находится целая семья Мерцаловых. Этот был «ужасным», «несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпалось на Мерцалова и его семью». Сначала Мерцалов заболел тифом и на его лечение ушли все их сбережения. Когда он поправился, его место работы занято другим Новое место он не нашел. Затем начали болеть дети. «Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания», – пишет А. Куприн. Да и сам Мерцалов находится на грани самоубийства. Нищета, осознание того, что он, несмотря на все предпринимаемые усилия, не может помочь своей семье, его угнетает. Голодные дети, больной ребенок, жена, которой приходится «одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье». Мерцалов не знает, от кого ждать помощи. Он уже ни на что не надеется, находится в безнадежном отчаянии. Чтобы «не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», Мерцалов оказывается в общественном городском саду, где и происходит встреча с незнакомцем, который помогает его семье.

Доктор своим спокойствием, деятельным участием приводит весь дом в движение.Визит доктора – только начало чудесных перемен. Он появляется в самый неожиданный момент «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» . Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки! » Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, другой жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать:

«Вот ещё пустяки выдумали!» «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью, - рассказывает Григорий Емельянович (бывший Гришка). – В начале января отец отыскал место. Матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо свершил этот святой человек». Почему доктора называют святым? Святым называют духовно и нравственно непорочного человека, близкого к Богу. Совершив доброе дело, он не ждет за это благодарности.

Отличительной жанровой особенностью святочного рассказа является наличие конртаста. Все произведение построено на контрастах.В самом начале двое мальчиков стоят перед яркой витриной,в воздухе витает праздничный воздух.Но когода они идут домой,всё вокруг становится мрачнее:повсюду старые разваливающиеся дома,а их собственное жилище находится в подвале.В то время как все готовятся к празднику,Мерцаловы не знают,как свести концы с концами,чтобы просто выжить.В этой семье о празднике речь даже на идет.

Стоит отметить контраст и среди героев произведения. Глава семейства Мерцалов-слабый человек,который не в состоянии самостоятельно решать проблемы,он готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве.Профессор Пирогов наоборот представлен невероятно сильным, бодрым, уверенным позитивным героем,котрый своей добротой спасает семью Мармеладовых.

В этом рассказе Куприн поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев.

И,конечно,нельзя не отметить наличие в рассказе тематической группы слов,связанной с Рождественской тематикой: душа,счастье,святой,молится, чудо,чудесный.

Святочные рассказы стали классикой. Основные идеи праздника - любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в современном прагматичном мире.

Этот пост хочу начать словами Бернарда Шоу. "Чудо — это событие, которое рождает веру. В этом самая сущность и назначение чудес. Тем, кто их видит, они могут казаться весьма удивительными, а тем, кто их творит, весьма простыми. Но это не важно. Если они укрепляют или порождают веру — это истинные чудеса".
Настоящее чудо происходит в трогательном рассказе Александра Куприна "Чудесный доктор" - он входит в мой список лучших новогодних книг для детей 5-7 лет (о трёх книгах из этого списка я уже писала ранее). Разумеется, эту рождественскую историю можно читать и в более старшем возрасте, она написана простым, но изящным языком. Моим дочерям сейчас 5 и 7 лет, и я считаю, что это произведение Куприна они уже в состоянии хоть немного осмыслить.

Рассказ написан в Киеве в 1897 году и основан на реальных событиях. В канун Рождества два голодных, бедно одетых мальчика разглядывают вкусности за витриной гастронома. Только отведать их мальчикам не суждено - за прошедший год их семья обнищала. После тяжёлой болезни отец потерял работу, у матери на руках грудничок, сестрёнка тяжело болеет, один ребёнок уже умер, а все старания отца по поиску новой работы пока ни к чему не приводят.Тяжело возвращаться с нарядных улиц, где всё пропитано ароматом праздника, в тёмный сырой подвал... Тем более возвращаться несолоно хлебавши - отчаявшаяся мать отправляла мальчишек просить помощи у людей, у которых раньше работал отец, но те только отмахнулись от них, ссылаясь на праздничные хлопоты.

Куда тяжелее отцу семейства. Возвращаться домой после тщетных поисков стало невыносимо:

"Он не сказал жене ни одного слова, она не задала ему ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли в глазах друг друга"

С тяжёлыми мыслями мужчина забредает в общественный сад. Здесь всё тихо, покойно, несуетно... Мысль о самоубийстве уже не пугает его. Здесь-то он и встречает "чудесного доктора", который не просто помогает деньгами и лекарствами, но и даёт шанс изменить жизнь. Случается настоящее рождественское чудо.

"...- Едемте! - сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. - Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не ручаюсь, но... поедемте!
Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицов в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.
- Ну полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. - Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную..."

Не буду сейчас рецензировать книгу, возможно, сделаю это, когда прочтём её вместе с детьми - мне интересна их реакция. Зато открою один секрет: чудесный доктор - мудрый, добрый, милосердный - не кто иной, как Николай Иванович Пирогов - знаменитый русский хирург и анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, естествоиспытатель и педагог, основатель русской школы анестезии.

Урок литературы в 5 классе по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Учитель русского языка и литературы

Бармина Галина Вадимовна

Тема урока: «Е сть такие люди с теплым-теплым сердцем ».

Цели урока:

Знакомство с жанром святочного рассказа, его особенностями; обучение анализу содержания текста.

формировать положительные качества личности, такие как милосердие, сострадание, доброта, сочувствие.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД : формулировать цели урока и аргументировать собственное мнение, находить в тексте необходимую информацию; формировать умение работать с текстом; продолжить разговор о гуманности;

РегулятивныеУУД : планировать свою работу на уроке

Личностные УУД : уметь соотносить поступки героев с событиями, описанными в рассказе и причинами их возникновения.

Коммуникативные УУД : умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Оборудование : книга для учащихся 5 класса «Вокруг тебя мир», портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, выставка книг писателя и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», компьютер.

Тип урока: урок-размышление.

Формаурока : фронтальная, индивидуальная.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». Альберт Швейцер

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание .

Ю. Гридасов

План урока

Организационный момент. Притча о добре.

Целеполагание. Задачи и цель урока.

Вступительное слово о А.И. Куприне. Понятие «Святочный рассказ».

Актуализация знаний. Работа с текстом. Анализ эпизодов.

У витрины магазина

В подземелье у Мерцаловых.

Возвращение Мерцалова домой.

Встреча в саду.

Рассказ учащегося о докторе Н.И. Пирогове.

Рефлексия

Итог урока. Оценивание

Творческое домашнее задание

Организационный момент.

Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей

Притча о доброте и милосердии.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

- О чем ребята притча?

Целеполагание

- Как тема притчи связана с темой нашего урока?

- О чем пойдет наш разговор на уроке?

-Какие задачи стоят сегодня перед нами, определите цель нашего урока? (ответы учащихся).

Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок называется урок-размышление.Мы поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.

- Как вы думаете, что обозначают слова "доброта", «милосердие», сочувствие», «сострадание»?

Словарная работа. Проверка домашнего задания.

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Бескорыстие - нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе. Бесценные эти человеческие качества!

Работа с текстом рассказа «Чудесный доктор».

Рассказ Куприна "Чудесный доктор" по признанию самого автора был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в Киеве в 1897 году и относит нас к событиям примерно тридцатилетней давности.

Жизнь человека сложна и непредсказуема, она не проста. Самые разные испытания и проблемы подстерегают каждого из нас. Сегодня это связано с такими проблемами, как безработица, безденежье, которые касаются многих семей. Часто бывают испытания так тяжелы, что даже у самого сильного и уверенного в себе человека просто опускаются руки. Как же поступить в такие моменты? К кому обратиться за помощью? А если человек сталкивается с бездушием окружающих? Отчаявшись, человек решается на самый ужасный поступок- самоубийство. И как прекрасно, что в такую минуту отчаяния вдруг появляется тот, кому не безразлична твоя история, кто может, выслушав тебя, не уйти, а принять участие в жизни твоей семьи оказать помощь. Происходит настоящее чудо. Имя этому чуду- милосердие, сострадание, сочувствие, доброта.

Вы дома читали рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? Кто же этот чудесный доктор?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему автор дал ему такое название?

- Как вы понимаете значение слова «чудесный»? (удивительный, волшебный, необыкновенный, замечательный, великолепный)

- Какое значение имеет слово «чудо»? (это исполнение желаний)

- С каким православным праздником он связан?(ответы учащихся)

(события рассказа происходят в рождественский сочельник, накануне Рождества.

- Что вы знаете о Рождестве? Какие чувства наполняют ваши сердца накануне праздника?

- В какие чудеса хочется верить? Чего ожидаете? (я надеюсь на подарки, которые мне подарят и с нетерпением жду их). «Чудесный доктор» относится к святочным рассказам.

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа - возрождение доброты и милосердия в людях.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой - ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

- Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»?

- Как в рассказе Куприн показывает приближение праздника?

- Обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения .

1.Эпизод у витрины магазина.

— Гриш, а Гриш! Гляди-ка поросенок -то... Смеется... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то! И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать , толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой , возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки .

На витрине магазина целые горы красных крепких яблоков и апельсинов ; стояли правильные пирамиды мандаринов , нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыб ы; ниже, окруженные гирляндами колбас , красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.. .,сияющие елки, праздничное оживление толпы, веселый гул видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких сияющих пятен.

- Почему мальчишки так внимательно рассматривают витрину?

- Могут ли они представить, что в их доме к празднику будут такие же угощения?

Найдите в тексте описание подвала Мерцаловых (стр 79)

- А что вы можете сказать о семье Мерцаловых? Ощущают ли они приближение праздника?

- Что в рассказе указывает на невозможность исполнения этих мечтаний?(живут в подвале, отец остался без работы, больная сестра, пустые щи..)

Работа с текстом .

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым , плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам , сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада , детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты.Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал , морщась, надрываясь и захлебываясь , грудной ребенок .

- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?(ответы детей) зачитать.

- Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе? (антитеза - противопоставление)

(ответы учащихся: чтобы мы увидели, как тяжело живется семье и безразличие города к таким, как Мерцаловы).

Работа с текстом .

Эпизод. В подземелье у Мерцаловых.

Учитель . Используя прием антитезы , Куприн показывает нам мир богатых, сытых и равнодушных людей, и на их фоне виднее бедность таких людей, как Мерцаловы.

- Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте.

В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим .... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой , за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания.

- Может ли такое произойти в наши дни?

(Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых. Проблемы бывают настолько сложны, что человек теряет надежду на то, что сумеет найти их решение. Так уж происходит, что постоянные поиски не дают желаемого результата, и тогда даже самый сильный человек сдается, или попросту сказать, у него опускаются руки.)

3.Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Работа с текстом .

4.Эпизод. Возвращение Мерцалова домой.

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош . Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

-Помог ли кто-нибудь Мерцаловым?(ответы учащихся: нет, к кому бы не обращался Мерцалов, никто помощи ему не оказал, им не было дела до него, не было сочувствия к нему и его семье).

- Как вы думаете, о чем переживает Мерцалов, кого винит в случившемся?

Учитель . Я думая, вы заметили, что при помощи приема антитезы автор обратил наше внимание не только, на жестокость окружающего мира, но и на невыносимую нужду обитателей подземелья. Не менее важное место в рассказе отводится изображению пейзажа.

- Как выдумаете, зачем писателю понадобилось подробно описать городской сад?

-Как здесь оказался Мерцалов?

Работа с текстом . Встреча в саду.

«Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Незаметно для себя Мерцалов очутился у ограды густого общественного сада. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, спустился на низкую садовую скамейку. Тут было тихо и торжественно . Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие , сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия , такой же тишины.«Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке»... Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове . Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. «Чем погибать медленно , так не лучше ли избрать более краткий путь ?» Он уже хотел встать , чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов , отчетливо раздавшийся в морозном воздухе.

Учитель . Описывая красоту природы, Куприн использует так же олицетворения, метафоры, эпитеты. И мы снова видим противопоставление- антитезу. Умиротворенность природы, ее спокойствие и жажда такого же спокойствия в истерзанной душе Мерцалова.

Ночка-то какая славная , — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима! Голос у него был мягкий , ласковый , старческий . Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил , — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).

— Да вот по дороге не утерпел , сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо ….

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал , нелепо размахивая руками и задыхаясь:— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.

- Как отнесся Мерцалов к незнакомому старику?

- Почему старик не ушел после таких грубых выкриков Мерцалова?

- Что заставило героя открыть свою душу этому старику?

(Он был единственным человеком, обратившим на него внимание, не из праздного любопытства, а из желания помочь. Его спокойный стариковский голос расположил к себе Мерцалова.

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно , но серьезным тоном:

Подождите... не волнуйтесь ! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях , вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом , и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

Едемте ! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.

— Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

- Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того, как он повстречал доктора?

(Случилось невероятное, вскоре топилась печь, раздували самовар, появилась еда. Доктор выписал рецепт на лекарства и пообещал завтра прислать другого доктора. Так в душе семейства Мерцаловых поселилась надежда на то, что все невзгоды уйдут и все будет хорошо теперь.)

- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?

Учитель читает стихотворение Татьяны Григорьевой.

Есть такие люди...

Есть такие люди... делают сильнее,
Это как лекарство раненой душе.
Добрая улыбка, слово, что нужнее,
И тепло по пульсу просится уже.
Есть такие люди... с теплым-теплым сердцем,
Раскрывают душу и дают войти.
Их тепло выходит за пределы герца,
И везет тем очень, кто их смог найти.
- Как звали этого чудесного доктора?

5. Рассказ учащегося о докторе Пирогове

Н.И.Пирогов - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг.

Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества.

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.

Благотворительная деятельность Пирогова - врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Вывод. - О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?

В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.(ответы учащихся)

V . «Рефлексивный экран»

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял(а)…

Я попробую…

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

VI . Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Какой из эпиграфов урока больше подходит к нашему уроку.

Что такое добро? Это счастья кусочек,

Этого свежего воздуха, это ветра глоточек.

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать…

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень приятно.

Я сегодня хочу подарить вам добро,

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?

Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,

И улыбкой оно к вам тот час же вернется!

VII . Творческое домашнее задание.

Напишите сочинение-размышление на тему «Почему деятельное сострадание - это чудо?

В какие чудеса следует верить людям?

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное - не падайте никогда духом”?