Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Васко да Гама. Биография, путешествия, открытие морского пути в Индию

Ва́ску да Га́ма (португальское произношение Ва́шку да Га́ма , порт. Vasco da Gama ; 1460 или 1469 - 24 декабря 1524) - португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий . Командующий экспедицией, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию . Граф Видигейра (с 1519 года). Губернатор Португальской Индии , вице-король Индии (1524).

Происхождение

Молодые годы

В 1480-х гг. вместе с братьями Васко да Гама вступил в Орден Сантьяго . Португальские историки предполагают, что образование и знания о математике, навигации и астрономии Васко да Гама получил в Эворе . Среди его учителей, вероятно, был Авраам Закуто . Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все француские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, после чего королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Именно тогда о Васко да Гаме услышали впервые.

Предшественники Васко да Гамы

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие как пряности , португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.

Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал претворять в жизнь португальский инфант Энрике, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель . После захвата Сеуты в 1415 году Энрике начал одну за другой отправлять морские экспедиции к югу вдоль африканского берега. Продвигаясь все дальше и дальше, они привозили золото и рабов с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты .

Генрих Мореплаватель умер в 1460 году . К тому времени корабли португальцев, несмотря на все успехи, не достигли даже экватора , а после смерти Энрике экспедиции на какое-то время прекратились. Однако после 1470 года интерес к ним вновь возрос, были достигнуты острова Сан-Томе и Принсипи , а в 1482-1486 годы Диогу Кан открыл для европейцев большой отрезок африканского побережья к югу от экватора.

Основываясь на открытиях Диаша и сведениях, присланных Ковильяном, король собирался отправить новую экспедицию. Однако за последующие несколько лет она так и не была полностью снаряжена, возможно, потому что внезапная гибель в результате несчастного случая любимого сына короля, наследника престола, ввергла его в глубокое горе и отвлекла от государственных дел; и только после смерти Жуана II в 1495 году , когда на престол вступил Мануэл I , продолжилась серьёзная подготовка новой морской экспедиции в Индию.

Подготовка к экспедиции

Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для неё ещё при жизни короля Жуана II под руководством опытного тайного посла Бартоломеу Диаша , который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции нужны суда для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль, капитан Гонсалу Алвариш ) и «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан - Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуниша. В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер , ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений .

Учитывая то, что плавание должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.

Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалование - по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.

С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо стрелкового оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэл» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов .

Первое плавание в Индию (1497-1499)

На пути к Мысу Доброй Надежды

8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона . Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов , принадлежащих Кастилии , но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах , где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло более трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю .

В конце ноября флотилия после многодневного шторма с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Мосселбай . Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало, и поэтому (а также потому, что к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало) было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие три корабля. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

15 декабря 1497 года португальцы миновали последний падран , поставленный Диашем, а 25 декабря достигли области, ныне входящей в провинцию ЮАР Квазулу-Натал . В течение следующего месяца плавание продолжалось без происшествий, хотя дважды суда останавливались для ремонта и пополнения припасов.

Мозамбик и Момбаса

Обогнув Мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые на протяжении нескольких сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского океана . Арабские торговцы повсеместно присутствовали на юго-восточном побережье Африки. Они обладали политическим и экономическим влиянием на местных султанов . Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана Мозамбика, но товары, которые португальцы могли предложить, не понравились местным торговцам. Сами же португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения . К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса , при этом да Гама задержал в море арабское доу , разграбил его и захватил 30 человек.

Малинди

Продолжая путь вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди . Местный шейх дружелюбно встретил Васко да Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Долгое время и среди русских , и среди зарубежных историков считалось, что им был Ахмад ибн Маджид . Однако сейчас историки склоняются к тому, что Ахмад ибн Маджид не мог быть лоцманом Васко Да Гамы .

Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном , довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Каликут , Индия

Возвращение в Португалию

На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трёхмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо . Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард .

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но всё равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар , 1 февраля сделали остановку у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды . 16 апреля попутный ветер донёс суда до островов Зелёного Мыса . Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата - Паулу да Гама . В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Между первым и вторым плаванием в Индию (1499-1502)

Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон », как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду . Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша . Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году , перед вторым плаванием, присвоил титул «Адмирала Индийского океана», со всеми почестями и привилегиями. Патронаж над городом Синиш осуществлял Орден Сантьяго. Орден возражал, несмотря на волю короля, против того, чтобы Васко да Гама стал сеньором Синиша. Ситуация была обидной для Васко да Гама, который был рыцарем этого ордена. В 1507 году, окончательно разругавшись с Орденом Сантьяго по поводу Синиша, Васко да Гама присоединился к его конкуренту, вступив в Орден Христа .

Вскоре после возвращения из плавания в Индию Васко да Гама женился на Катарине ди Атаиди, дочери алкайда Алвора . Жена да Гама принадлежала к известной семье Алмейда, Франсишку ди Алмейда приходился ей двоюродным братом.

Второе плавание в Индию (1502-1503)

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать ежегодные экспедиции в Индию. Экспедиция 1500 года (2-я Индийская армада Португалии), возглавлявшаяся Педру Алвариш Кабралом , заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек. Недолговременный союз с Каликутом сменился войной.

Чтобы основать в Индии долговременные укрепления и подчинить страну, в 1502 году король Мануэл направил эскадру во главе с Васко да Гамой. В экспедицию отправилось двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана командовал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама , предназначались для охраны торговых факторий. Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года .

По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике , покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега .

Вот как об этом повествует Гаспар Коррейра : «Португальцы отправились туда на лодках и целый день возили оттуда грузы на португальские корабли, пока не опустошили весь корабль. Капитан-командир запретил привозить с корабля мавров и потом велел сжечь корабль. Когда капитан корабля узнал об этом, он сказал:

Господин, ты не выиграешь ничего, убив нас, прикажи заковать нас в кандалы и отвезти в Каликут. Если мы не нагрузим твоих кораблей бесплатно перцем и другими пряностями, сожги нас. Подумай, ты теряешь такие богатства из-за желания нас убить. Помни, что даже на войне щадят тех, кто сдается, а мы ведь не сопротивлялись вам, примени же к нам правила великодушия.

А капитан-командир ответил:

Тебя сожгут живьем, ничто не остановило бы меня предать тебя сотне смертей, если бы я мог это сделать. <…>

Многие женщины метались, поднимая на руки своих маленьких детей, и, протягивая их к нам, старались возбудить в нас жалость к этим невинным.»

Вот как заключает Гаспар Коррейра свой рассказ: «Мавры плавали вокруг, а наши преследовали их на шлюпках и убивали копьями. Случилось так, что мавр, плывший в воде, нашел в воде копье. Он поднялся над водой насколько мог и швырнул копье в лодку. Копье пронзило и убило одного матроса. Это показалось мне замечательным случаем. Я записал его».

Именно они первыми среди европейцев ступили на этот континент в 15 столетии. В период Великих открытий особенно прославился Васко Да Гама, который смог обогнуть Африку со своей экспедицией.

Этот известный португалец имел дворянское происхождение, был рыцарем, в связи с этим он мог стать только морским офицером. К тому же он изучил математику, астрономию и навигацию, эти науки ему помогали в деятельности.

Так как Васко Да Гама зарекомендовал себя как решительный и целеустремлённый молодой офицер, способный организованно и эффективно выполнять задания, то король Мануэл 1 возложил на него обязательство открыть путь в далёкую Индию, для этого были созданы все условия.

Путешествие Васко Да Гама в Африке

Необходимость в морском пути для Португалии была существенной, так как эта страна на западе Европы не имела выхода к основным торговым маршрутам. Данное положение дел означало, что португальцам приходилось очень дорого платить за иностранные товары, например, за индийские пряности, а вот экспорт составлял очень малую долю. Всё это угнеталось послевоенным экономическим состоянием страны.

Однако Португалия имела определённое преимущество - географическое положение, благодаря которому можно было отправляться в Западную Африку и дальше. Поэтому возникла идея найти собственный путь в страну, богатую пряностями.

С начала 15 века португальские мореплаватели изучали западное побережье «чёрного континента», не попадая в они продвигались на юг по воде. Можно отметить такие имена, которые морским или сухопутным путём направлялись через африканскую территорию к Индии:

  • Генрих Мореплаватель;
  • Диогу Канн;
  • Перу да Ковильяна;
  • Афонсу ди Пайву;
  • Бартоломеу Диаш.

Удостоверившись в возможности обойти Африку, Мануэл 1 приказал подготовить экспедицию, которая всё же преодолеет весь путь. Руководить ею назначили именно Да Гаму.

Экспедиция должна была осуществляться на четырёх кораблях, сооружённых накануне:

  • Сан-Габриэл - флагман, крупный трёхмачтовый нао;
  • Сан-Рафаэл - такой же корабль, управляемый Паулу, братом Да Гама;
  • Берриу - лёгкая каравелла;
  • Безымянный - перевозивший всяческие припасы.

Естественно, король обеспечил моряков наиболее современными приборами, также они могли пользоваться лучшими картами. Перу Аленкер, который стал обер-штурманом, до этого уже бывал возле мыса Доброй Надежды в экспедиции Бартоломеу Диаша.

Всего более ста людей должны были отправляться в этот дальний путь, среди них были всевозможные специалисты, помогающие в дороге и налаживании контактов со встречающимися народами.

Началось путешествие Васко Да Гама в Африке из Лиссабона, откуда армада вышла 8 июля 1497 года. Путь на юг вдоль уже был достаточно изучен, поэтому экспедиция шла изведанной дорогой.

4 ноября корабли остановились в некоторой бухте, которой они же дали имя Святой Елены. Это было необходимо для ремонта. Однако с местными жителями команда не наша общего языка, что привело к вооружённому столкновению и ранению самого руководителя (Васко получил ранение стрелой в ногу).

К мысу Доброй Надежды экспедиция подошла в ноябре, только обходить его пришлось долго в связи с тем, что был шторм. После такой сложности следовал ремонт, осуществляемый в Моссел Бей (бухта). Так как последнее судно, являющееся складом, было очень повреждено, то его сожгли, переместив груз и экипаж на оставшиеся корабли.

На этих землях путешественники, общаясь с туземцами, смогли закупить нужную еду. Ещё они обменяли взятые товары на местные украшения, сделанные местными из слоновой кости.

Дальше флотилия держала путь на северо-восток, огибая Африку, именно до тех земель ранее доходил Диаш. Затем корабли проплывали вдоль ещё неизвестного им , однако местные народы не удивлялись европейцам, так знали о них от арабских купцов.

Путешественники останавливались в Мозамбике, однако встретили непонимание со стороны административных органов. Арабы понимали, что португальцы являются потенциальными конкурентами, поэтому всячески старались навредить членам экспедиции. Да Гама принял вызов и перед отправкой обстрелял прибрежный город из бомбард.

За февраль мореходцы добрались до Момбаса, а следом - до Малинди. Там европейцы впервые пересеклись с индийскими купцами. С помощью найденного лоцмана экспедиция Васко Да Гамы дошла до долгожданного берега Индии, что случилось в 1498 году, 20 мая.

Однако наладить контакты с местными жителями и правительством португальцам не удалось, так как мусульманские купцы по-разному им мешали и оговаривали.

Обстреляв побережье, экспедиция Васко Да Гамы отправилась домой, ведь задание они уже выполнили и что смогли наторговали. Обратный путь был также интересен и непрост:

  • Могадишо - 2 января 1499 года;
  • Малинди - 7 января;
  • Момбаса - 13 января (сожгли одно из суден);
  • Занзибар - 28 января;
  • остров Сан-Жоржи - 1 февраля;
  • мыс Доброй Надежды - 20 марта;
  • острова Зелёного мыса - 16 апреля;
  • 10 июля один из кораблей доплыл до Португалии, чтобы известить об успехе экспедиции;
  • Васко Да Гама добрался до Лиссабона к сентябрю 1499 года.

Именно мореплавателю Васко да Гама Индия обязана своим «открытием». Васко да Гама не только нашел эту чудесную страну, но и наладил с ней торговые отношения, а также совершил немало других захватывающих путешествий. Он фактически колонизировал индийские берега и стал на них вице-королем.

Юные годы будущего первопроходца

Дата рождения Васко да Гама доподлинно неизвестна. Историки считают, что он родился в период с 1460 до 1469 года в Португалии. Его отец был известным и знатным рыцарем. В семье у Васко было четыре брата. Все дети получили хорошее образование. Изучали математику, навигацию и астрономию. Учителем маленького Васко был сам Закуто. В 20 лет Васко да Гама вступил в орден Сантъяго.

Зрелые годы мореплавателя

Впервые, как о выдающейся личности, о Васко заговорили в 1492 году. Тогда он умудрился отбить у французских пиратов португальский корабль. Смелый юноша сразу попал под внимание португальских властей. Ему предложили отправиться в длительную и опасную экспедицию, и он согласился. Подготовка к плаванию проводилась очень тщательно. Васко сам отобрал большую часть команды, проверил запасы провизии и состояние кораблей.

В 1497 году армада кораблей отправилась из Лиссабона к Канарским островам. Доблестный Васко возглавил эту морскую процессию. В середине зимы корабли Васко да Гама достигли берегов ЮАР. Там команда пополнила запасы провизии. Один из кораблей вышел из строя, его пришлось затопить.

После мыса Доброй Надежды армада заходила в порты Мозамбика и Момбаса. В Малинди Васко долго искал себе проводника. В итоге им стал Ахмад Ибн Маджид. Получив сведения, армада взяла курс к индийским берегам. Впервые в Малинди Васко да Гама увидел индийских купцов, смог лично убедиться в ценности их товаров. В 1498 году корабли Васко достигли Каликута.

Пробыв в Индии год, да Гама отдал приказ о возвращении в Португалию. Эта экспедиция не только прославила его, но и обогатила. Ведь на своих кораблях он привез столько товаров, что хватило окупить стоимость экспедиции, и еще осталось.

Второй поход на Индию для Васко случился в 1502 году. Король Мануэль пожелал, чтобы именно да Гама возглавил новую армаду. Зимой корабли отправились в путь. В ходе экспедиции люди сумели основать форты в Мозамбике и Софале. Также мореплаватели принудили эмира Килву регулярно платить им дань. Затем в Индии вновь наполнили свои трюмы товарами, и успешно возвратились домой. Вторая экспедиция не была легкой, так как португальцам пришлось сражаться с арабскими мореплавателями, державшими это направление в качестве монополистов.

Васко да Гама долгое время получал от монарха Португалии лишь деньги и благодарность. Но в 1519 году король пожаловал Васко титул графа и землю. Это можно было считать настоящим успехом по меркам того времени. Ходили слухи, что бастард да Гама так жаждал получить титул, что пригрозил самому королю уйти из мореходства, если он не одарит его желаемым. Король согласился с доводами Васко, и титул был ему назначен.

Третья поездка Васко да Гама в Индию состоялась при короле Жуане Третьем. В третье путешествие мореплаватель был отправлен, как вице-король Индии. Там он правил железной рукой, пока не скончался от малярии в 1524 году. Лишь через 15 лет его останки доставили в Португалию для достойного погребения.

В чем заключались открытия мореплавателя?

Все дело в том, что в те годы, Индия, как страна, уже была известна Старому свету. Но Васко да Гама сумел открыть прямой морской путь туда. На этом пришел конец монополии арабов, а европейцы начали активную колонизацию Индии. Колонизационная политика португальцев была жесткой и кровавой. На индийских берегах уничтожались целые поселки. Португальцы при завоевании земель не щадили ни женщин ни детей, а с мужчинами расправлялись изощренно и долго.

Еще да Гама стал первым европейцем, которому удалось обогнуть все африканские берега. Кроме того, именно Васко да Гама подробно исследовал побережье Африки на Юге. До него это не удавалось сделать ни одному белому мореплавателю. Так появились более подробные морские и сухопутные карты индийских и африканских земель.

Васко да Гама: характер

Каким человеком был известный первопроходец? Согласно историческим данным да Гама обладал следующими качествами характера:

  • Честолюбивый;
  • Властный;
  • Эмоциональный;
  • Жадный;
  • Жестокий;
  • Отважный;
  • Доблестный.

Только человек, обладающий всеми перечисленными качествами, а также обожавший путешествия, мог успешно преодолеть все тяготы пути, и любым способом добиваться успеха. В качестве вице-короля Васко да Гама правил жестко и непреклонно. За малейшее неповиновение он всегда карал отступника с особой изощренностью.

Личная жизнь Васко да Гама

Личная жизнь жесткого и честолюбивого первопроходца, как и всей знати того времени, не придавалась огласке. Поэтому о ней известно не так много. Есть сведения, что Васко был женат на дворянке Катарине ди Атаиди. В этом браке у Васко было шестеро детей.

Старшего сына мореплавателя звали Франсишку. Именно он стал наследником титула отца, но никогда не отправлялся с ним в плавание, оставаясь дома.

Второй сын Эштеван был с отцом в третьем плавании к индийским берегам. Там он получил титул губернатора Португальской Индии. Являлся капитаном Малакки.

Третий сын Васко Паулу также был с ним в третьем плавании. Около Малакки он погиб в морском сражении.

Криштован, четвертый отпрыск семьи да Гама, также бывал в Индии, как и его братья Педру и Алвару. Дочь Васко да Гама Изабель была выдана замуж за дона Игнасиуса де Норонья, который имел графский титул.

В 1747 году мужская сторона рода Васко да Гама перестала существовать. Титул начал передаваться по женской линии. Сегодня у Васко да Гама также есть потомки.

Васко да Гама: интересные и кровавые факты

Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.

Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:

  • Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
  • При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
  • Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
  • Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
  • Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
  • За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
  • Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
  • В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
  • Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.

Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.

Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.

Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.

В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.

МБОУ «Кировская СОШ им. П.М.Смирнова»

Проект на тему: «Путешествие Васко да Гама. Морской путь в Индию».

Работу выполнили учащиеся 5 класса Картабаева Алина, Досумбаева Анара.

Руководитель Кентасова И.М.

П.Кировский 2014г.

Оглавление

Введение

I.Биография Васко да Гама

II.Подготовка к экспедиции

III.Путешествие в Индию

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Эпоха Великих географических открытий всегда будет актуальной темой, так как в это время жили великие путешественники, которые открыли много новых земель.

Развивавшаяся во время крестовых походов восточно-средиземноморская торговля получила к концу средневековья характер постоянных торговых связей. Различные восточные товары все больше входили в употребление высших и средних классов Западной Европы. Купечество городов Южной Италии, Южной Франции и Восточной Испании составило на торговле с Востоком огромное состояние. Но со второй половины XV в. средиземноморская торговля вошла в полосу кризиса. Необходимо было искать новые пути на Восток. Причинами начавшихся поисков этих путей, которые и привели к Великим географическим открытиям, были:

·обилие посредников в торговле между Европой и Азией: арабы, византийцы и др.;

·недоступность отдаленных восточных рынков для большинства купцов западноевропейских стран;

·крайняя опасность, а иногда и просто невозможность торговли через Восточное Средиземноморье из-за турецких завоеваний: грабежи, пиратство, произвольные поборы с торговых судов и караванов;

·полная монополизация арабами единственного возможного торгового пути из Европы в Индию, не захваченного турками через Египет и Красное море.

Кроме того, развивавшееся товарное производство Европы требовало большого количества драгоценных металлов. Но их добыча в Европе прогрессировала слабо. Торговый баланс с Востоком складывался не в пользу Европы. За экзотические восточные товары приходилось платить золотом и серебром. Стоимость европейских товаров: олова, сукна, меди, продуктов сельского хозяйства - была ниже восточных. "Проблема золота" превращалась в острую экономическую проблему.

Великие географические открытия были подготовлены экономическим развитием западноевропейского общества. Появился новый тип судов - каравелла. Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Европейцами был изобретен компас. Появилась астролябия, благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна. Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения, путем засолки, мяса - солонина, что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания. Таким образом, европейцы к этому времени могли отправляться в длительные плавания, для открытия новых земель, чтобы удовлетворить свои потребности в золоте и других драгоценных металлах, пряностей и многого другого.

При изучении данной темы за основу мы взяли книгу Е.И. Вязова "Васко да Гама. Первооткрыватель морского пути в Индию", так как именно Вязов ярко представил личность Васко да Гамы и его первое путешествие в Индию. Автор книги представил жизнь мореплавателя и его команды во время путешествия и проблемы, с которыми они сталкивались: нехватка продовольствия и опытных лоцманов, которые хорошо бы знали местность, вспыльчивый нрав Васко да Гама, из-за которого сам да Гама и команда оказывались в неприятных ситуациях.

Цель работы: подробно изучить путешествие Васко да Гама в Индию.

Задачи работы :

·выяснить причины путешествия;

·узнать характер и способ жизни португальских моряков в эпоху Великих географических открытий;

·досконально изучить путешествие Васко да Гама в Индию;

·проанализировать те трудности, с которыми столкнулись путешественники;

·с помощью путешествия просмотреть жизнь, культур, быт различных племен, которые расположены в Индийском океане, и индийского народа.

·сделать вывод о значении путешествия Васко да Гама.

Биография Васко да Гама .

О судьбе Васко да Гамы известно не много. Родился в маленьком прибрежном городке Синиш (Португалия).

В 1497 г. португальское правительство отправило его во главе флотилии из четырёх кораблей на поиски морского пути в Индию вокруг Африки. К этому времени побережье вплоть до мыса Доброй Надежды уже было обследовано португальцами (Б. Диаш и др.), их корабли побывали и у восточного побережья Африки. Португальский двор стремился как можно быстрее установить прямое торговое сообщение с Индией - Колумб уже объявил во всеуслышание об открытии «Индий» на западе, за Атлантическим океаном.

Корабли да Гамы течение отнесло к колумбовым «Индиям» (к Бразилии). Однако путешественник не заинтересовался ими, а вернулся к намеченному маршруту и таким образом стал первооткрывателем морского пути из Западной Европы в подлинную Индию. В 1498 г. суда да Гамы прибыли в Малинди - крупнейший арабо-суахилийский порт Индийского океана. Здесь мореплаватель нанял известного арабского путешественника, непревзойдённого авторитета в морской науке того времени Ахмада ибн Маджида. Благодаря ему 20 мая 1498 г. португальцы наконец достигли своей цели, прибыв в порт Каликут (ныне Калькутта) на западном побережье Индии. Однако да Гаме стоило немалых трудов убедить местного правителя завязать торговлю с чужеземцами.

В плавании флотилия понесла существенные потери - от штормов погибла половина кораблей, а болезни унесли более половины моряков. Тем не менее в 1499 г. Васко да Гама с успехом вернулся в Лиссабон. Его путешествие положило начало торговому и военно-колониальному проникновению португальцев в бассейн Индийского океана.

Мореплаватель умер 24 декабря 1524 г. в городе Кочин (Индия).

Подготовка к экспедиции .


Экспедиция была тщательно подготовлена. Подготовка началась в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, а под руководством Бартоломеу Диаша в это время строились корабли с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной водой, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по пути, а за водой через многомесячные промежутки причаливать к портам. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. В трюмы не забыли положить товары для торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Известно, что так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема - где и как спать экипажу, также в те времена еще не была решена.(3, раздел В)

Эскадра состояла из четырех кораблей. Специально для экспедиции были построены два большегрузных корабля. Флагманский корабль назывался "Сан-Габриэль", вторым кораблем "Сан-Рафаэль" командовал капитан Паулу да Гама, третья каравелла называлась "Берриу", четвертое судно было грузовым. (1, стр122) Капитаном флагмана "Сан-Габриэль" был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль "Сан-Рафаэль" да Гама доверил своему брату Паулу. Кроме того, в экспедиции участвовали еще "Сан-Мигель" (другое название "Берриу") - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки.

В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер.(3, разделВ)

Накануне отплытия король МануэлеI устроил торжественный прием в честь руководителя экспедиции и его офицеров. Обращаясь к присутствующим с прощальной речью, король сказал: "Я пришел к решению, что нет более подобающего предприятия для моего королевства - как я не раз говорил, - чем поиски пути в Индию и страны Востока. И я вижу, что Васко да Гама, который присутствует здесь, хорошо показал себя во всех делах вверенных или порученных ему. Я избрал его для этого похода как преданного рыцаря, достойного столь почетной миссии…" (1, стр122-123)

Путешествие в Индию

Флотилия выстроилась у правого берега реки Тежу, на мачтах кораблей развивались пестрые флаги. На корме флагманского корабля стоял командующий флотилией Васко да Гама. Флотилия взяла курс к островам Зеленого Мыса. Бартоломеу Диаш на своей каравелле провожал флотилию до Гвинеи, куда он был назначен губернатором. Первые дни плавание протекало спокойно. Прошли мимо Канарских островов. 17 июля штормовой ветер, а затем поднявшийся туман разлучил корабли, и лишь 27 июля у островов Зеленого Мыса они вновь соединились. На одном из островов - Сантиагу (Сант-Яго), в Порту-да-Прая, запаслись свежей провинцией и водой.

Отсюда, 3 августа, взяли курс к гвинейскому побережью, к крепости Сан Жоржи да Мина, которой должен был управлять Диаш. От крепости корабли пошли на юг вдоль африканского побережья.

Вскоре эскадра попала в полосу жестоких встречных ветров, и корабли вступили в борьбу со штормом. Но непрерывно дующий встречный ветер они преодолеть не смогли. Тогда примерно около 10° с.ш. Васко да Гама резко повернул на юго-запад в неведомый океан. Так было совершено новое открытие - найден наиболее удобный морской путь из Европы к южной оконечности африканского материка. Этим путем парусные суда пользуются и сегодня, так как здесь обычно дуют попутные ветры, а проходящие течения благоприятны курсу кораблей на юг.

Однако этот путь был утомителен и долог. Он продолжался 93 дня. От берега Африки, по расчетам Васко да Гама, его корабли отошли на 800 морских миль.

За все плавание не встретилось ни одного островка, где можно было бы запастись свежей провинцией и в особенности водой. Люди пили протухшую от жары воду и питались солониной. Наконец, корабли пересекли экватор и за Южным тропиком снова повернули на восток. После долгих и однообразных дней, 27 октября, мореплаватели увидели китов. Показались следующие за судами дельфины. Зеленые водоросли в океанской прозрачной воде и появившиеся птицы свидетельствовали о том, что земля недалеко.

И действительно, 1 ноября на горизонте показалась земля. Трое суток шли на юг вдоль берега, пока, наконец, не встретили широкий залив, вошли в него и бросили якорь. Эту бухту да Гама назвал заливом Св.Елены. На другой день приступили к ремонту кораблей и починке парусов. За время долгого плавания в тропических водах днища судов обросли ракушками и водорослями. Очищали их особыми скребками.

Тем временем несколько португальцев отправились на поиски пресной воды и недалеко от берега обнаружили реку, около которой увидели двух низкорослых бушменов, вооруженных деревянными копья и луками. Их кода была "цвета сухих листьев", а вся одежда состояла из куска древесной коры. Португальцы взяли одного из них к себе на борт, накормили, одарили бусами и колокольчиками и отпустили, рассчитывая, что обласканный туземец приведет за собой других. Назавтра к кораблю пришло полтора десятка бушменов, однако они не знали ни пряностей, ни драгоценных камней и не понимали их ценностей. Все, чем обладали бушмены, - это ожерелья из раковин и раковины, продетые в уши.

Один из матросов зашел в деревню бушменов, чтобы посмотреть, как они живут, и неизвестно из-за чего затеял там ссору. Туземцы погнались за матросом, на его защиту выступили товарищи, в ход пошли камни и стрелы, и в результате двое моряков были ранены. Когда да Гама попытался ликвидировать возникший конфликт, то сам тоже был легко ранен в ногу. Этот случай заставил португальцев покинуть стоянку раньше, чем они рассчитывали, и через два дня, 14 ноября, корабли снова вышли в открытый океан.

Васко да Гама был уверен, что находится недалеко от мыса Доброй Надежды, но где, точно не знал и поэтому решил взять курс на юго-запад. Спустя два дня слева по борту заметили землю, показались очертания мыса, к которому стремились португальцы. Но здесь ожидали суровые испытания. Флотилию трепали непрерывные штормы. Днем было так же темно, как и ночью, с неба сеял мелкий холодный дождь. В трюмы кораблей просачивалась вода. Наконец корабли обогнули мыс Доброй Надежды.

Миновали расположенный на крайнем юго-западе Африки залив, именуемый ныне заливом Фолс-Бей, и, наконец, вышли в Индийский океан. От бесконечных штормов мачты расшатались, обивка кораблей пропускала воду. Положение становилось угрожающим и через три дня в бухте, которой дали название Сан-Браш, высадились на берег. Это, несомненно, был тот же залив Байа-душ-Вакейруш. Все четыре корабля один за другим вошли в бухту и стали на якорь. Здесь обитало туземное племя банту, которое оказало португальцам хороший прием.

На следующее утро на берегу собралось до двухсот туземцев. По случаю прихода кораблей они были настроены празднично. Образовался круг и под своеобразную мелодию на дудочках начались пляски. Португальские трубачи заиграли на трубах, запели старинные песни португальских моряков. Пустился в пляс также сам командующий флотилией да Гама.

После осмотра кораблей выяснилось, что ретонда не пригодна к дальнейшему плаванию. Пришлось перегрузить продовольствие на остальные три корабля, а ретонду сжечь.

В бухте Сан-Браш простояли четыре дня. Отношения с местными жителями стали портиться. Припугнув готтентотов выстрелами из бомбард, португальцы покинули бухту. Перед тем, как снова выйти в море, на берегу воздвигли падран, и установили большой деревянный крест.

Плыли на север вдоль берегов, становившихся все приветливее. Однако погода на море была неустойчивой, хотя и становилось все теплее. Часто флотилия попадала в короткие штормы.

К рождеству 1497 года достигли берегов и назвали эту местность Натал, что значит по-португальски Рождество.

Пресная вода подходила к концу, подходящей стоянки для судов не было. Лишь 11 января 1498 года увидели устье реки и бросили там якорь. Окрестные жители принадлежали к негритянскому племени банту. Это были прекрасно сложенные, высокие люди, сильно отличавшиеся от низкорослых бушменов и готтентотов. Вся их одежда состояла из набедренных повязок. Переводчик флотилии Мартин Аффонсу, живший раньше в стране Конго, отлично понимал их речь. Негры встретили португальцев дружелюбно. Васко Да Гама послал в подарок их вождю куртку, штаны и шапку.

После пятидневной стоянки на Медной реке флотилия продолжала путь. Прошли выдвинувшийся далеко в море мыс и назвали его мысом Течений.

Вскоре корабли подошли ближе к берегу. К этому времени среди матросов появилась цинга. Необходимо было, как можно скорей найти удобную стоянку, запастись свежей провизией, и отремонтировать корабли.

Такую стоянку 25 января нашли у устья р. Келимане. Здесь флотилия простояла больше месяца, занимаясь ремонтов судов. Реку Келимане Васко да Гама назвал рекой Добрых Предзнаменований. На берегу реки поставили падран. После того как был закончен ремонт судов, а команда отдохнула и поправилась, флотилия запаслась свежими продуктами и снова вышла в море.

Корабли прошли более 300 миль через Мозабмикский пролив. 2 марта флотилия подошла к острову, расположенному у северного конца пролива. Суда медленно втягивались в гавань. Шедший впереди "Сан-Мигуэль" неожиданно сел на мель и сломал румпель. По счастью, наступивший вскоре прилив быстро освободил судно. Корабли стали на якорь недалеко от видневшихся на берегу белых домиков, их португальцы видели впервые. Это был арабский город Мозамбик.

Пришедшие от берега лодки окружили корабли португальцев. Раздался гортанный рев длинных арабских труб - анафилов, приветствовавших прибытие флотилии. Арабы думали, что в порт пришли мусульманские корабли, и Васко да Гама решил их в этом не разубеждать.

В Мозамбике Васко да Гама понял, что арабы являются более опасными противниками, чем океанские ветры, штормы.

Шейх Мозамбика нанес португальцем визит и, будучи уверен, что прибывшие - мусульмане, одарил их четками, чтобы они могли возносить свои молитвы аллаху.

Постепенно арабы поняли, что имеют дело не с "правоверными". Скоро возникли открытые столкновения между городскими жителями и матросами, ездившими на берег за водой и продуктами. Здесь и сказались отрицательные стороны характера Васко да Гама - горячность, неистовство, высокомерие, а подчас неоправданная ничем жестокость.

Корабли Васко да Гама были вынуждены отойти от города к острову, позднее названому Сан-Жоржи. Воспользовавшись суматохой, один из нанятых португальцами арабских лоцманов бежал. Во время его поисков от берега отплыли арабские лодки с вооруженными людьми. По приказу да Гама португальцы открыли огонь из бомбард, и арабы отступили.

Корабли спешно снялись с якоря, и вышли в море, однако, в течение двух суток продвинулись вперед только на 20 миль, так как наступил почти полный штиль. Да Гама попытался отойти дальше от берега, чтобы поймать попутный ветер, но ветра не было, а встречное течение отнесли корабли назад к Мозамбику.

Лишь 27 марта флотилии снова удалось выйти в море, но ветры и встречные течения мешали португальцам. Когда корабли проходили мимо мелких островов, арабский лоцман пытался выдать эти острова за материковый берег, за что да Гама приказал его высечь.

Опять потянулись долгие дни плавания в тропических водах и лишь 7 апреля истомленные мореплаватели подошли к арабскому городу Момбаса, расположенному на каменистом полуострове. Наученный горьким опытом да Гама побоялся войти в гавань, и флотилия остановилась на открытом рейде.

Шейх Момбасы, вероятно, был уже предупрежден об истинном лице португальцев. Поначалу он проявил двуличие, послав в подарок овцу, апельсины, лимоны и сахарный тростник. В залог безопасности он также прислал перстень и пригласил корабли войти в гавань, однако да Гама был настороже.

На следующий день, когда корабли все же решили войти в гавань, произошло столкновение двух судов. Во время суматохи бывшие на борту арабы и взятые в Мозамбике лоцманы прыгнули за борт и скрылись. Пришедший в ярость да Гама потребовал, чтобы захваченные им у Мозамбика люди сознались в существовании против него заговора момбасцев. Он велел пытать их, капая на тело кипящее масло. Наконец, они признались, что на португальцев готовиться вероломное нападение в гавани.

Да Гама привел флотилию в состояние боевой готовности. Ночью вокруг кораблей послышались всплески. Это арабы пытались обрезать якорные канаты, многие из них успели взобраться на палубу и начали рубить снасти с бизань-мачты. Поднялась тревога, арабам пришлось отступить, и они скрылись во мраке ночи. Нужно было уходить и отсюда. Однако в ожидании попутного ветра португальцам еще двое суток пришлось стоять вблизи враждебной Момбасы. Лишь 13 апреля ветер позволил поднять паруса и покинуть негостеприимный порт.

Вскоре флотилия достигла расположенного на материки красивого города Малинди, застроенного каменными зданиями с плоскими крышами. Здесь неожиданно для себя да Гама нашел союзника в лице местного шейха, соперника правителя Момбасы.

Корабли стали на рейде. Шейх Малинди послал навстречу португальцам своего сына. Шлюпка да Гамы и арабская лодка вышли навстречу друг другу и стали рядом. Встреча была дружественной. Шейх отправили да Гаме дары - шесть овец и много пряностей.

На рейде стояли четыре корабля, пришедшие из Индии. Отсюда прямо путь в Индию становился реальностью, тяжелое плавание вокруг африканского материка приближалось к завершению. Португальцы повеселели. Перед глазами Васко да Гама маячила богатая страна.

Неделя прошла в обмене дружественными визитами, однако все эти празднества скоро надоело да Гаме, и он снова прибег к произволу. Он задержал посланника шейха и потребовал, чтобы обещанный шейхом лоцман, который должен провести флотилию через Индийский океан, был немедленно доставлен на борт.

На сей раз, португальцы получили лоцмана, лучше которого не могло и быть. Это был самый блестящий представитель арабской навигационной науки. Он был не только лоцманом-практиком, но являлся и автором множества лоций - девятнадцать его рукописей до настоящего времени хранятся во Французской национальной библиотеке в Париже. Звали его Ахмед ибн Маджид. Имя Маджида не могло быть забыто историей, ибо путь в Индию европейцам указал именно этот человек. Ахмед ибн Маджид развернул перед Васко да Гама карты западного побережья Индии с точно вымеренными азимутами, параллелями и меридианами. Он обнаружил знакомство с астролябией и другими навигационными инструментами. Все это доказывало, что навигационная наука стояла у арабов не ниже, чем у португальцев.

С помощью дружественного шейха Малинди корабли Васко да Гама были обильно снабжены свежей провинцией и фруктами, а бочки для пресной воды наполнены доверху. 24 апреля попутный муссон наполнил паруса португальских кораблей, и флотилия взяла курс на северо-восток, в открытый океан.

Плавание проходило спокойно. На пятые сутки мореходы вместо Южного креста снова увидели Большую и Малую Медведицы. На двадцать третий день пути реющие морские чайки дали знать, что желанный берег уже близко. 18 мая показались смутные очертания далеких берегов, скрытых пеленой тумана. Потрепанные португальские корабли подошли к берегу, и Ахмед ибн Маджид повернул на юг. Это был Малабарский берег Индостанского полуострова. На третий день, 20 мая 1498 года, Ахмед ибн Маджид подошел к да Гаме и сказал: "вот он Каликут! Вот страна, к которой вы стремились!".

Город широко раскинулся на берегу открытой бухты, куполообразные крыши храмов высились среди фруктовых садов и пальмовых кущ. Первая часть тяжелого одиннадцатимесячного плавания была закончена. Многие за это время пали жертвой цинги и лихорадки, но те, кто дожил до этого знаменитого часа, увидели перед собой великую страну востока - Индию. Мечта португальцев превратилась в действительность. Морской путь в Индию, наконец, найден и вычерчен на карте.

Паруса упали, и корабли неожиданно замерли на рейде. В те времена Каликут был самым крупным портом малабарского побережья. Его многочисленные постройки спускались почти к самой воде. Многие дома в Каликуте крыты пальмовыми листьями, некоторые из них были каменными, некоторые из сырцового кирпича. Вдоль берега тянулись склады. Китайские шелка, индийские хлопчатобумажные ткани, славившие в разных странах, громоздились под самую крышу.

Как только флотилия Васко да Гама стала на рейде, от берега к ней отплыло несколько лодок с индийцами, которые хотели узнать, откуда приплыли чужеземцы и кто они такие. Да Гама отправил с ними на берег Жоао Нуньеша, знавшего арабский язык. Нуньеш вернулся обратно с арабом Эль-Масудом, которого португальцы стали звать Монсайди. Он оказал да Гаме множество услуг, чем навлек на себя вражду арабских купцов в Каликуте. Впоследствии Монсайди вместе с да Гамой вернулся в Португалию.

От него да Гама узнал, что правитель Каликуты, называвшийся саморином, находится в своем загородном дворце, и послал туда Монсайди, переводчика Фериана Мартинша и еще одного португальца. Саморин принял это посольство очень дружественно и подарил много индийских тканей.

С самого начала да Гама допустил серьезную ошибку, распространив в Каликуте слух, что приплыл в качестве португальского королевского посла с большой флотилией, которую растерял во время шторма. Встретившись с народом, обладавшим столь же высокой, по-своему, культурой, как и португальцы, да Гама повел себя недопустимо высокомерно.

Вскоре флотилия с помощью местного лоцмана была переведена немного севернее Каликута в более защищенную от океанских ветров гавань в Пандарани.

В этот же день саморин прислал своего сановника с сообщением, что он готов принять "посла его величества короля Мануэля". Вместе с нарочным был прислан и почетный эскорт из двухсот воинов, которые должны были сопровождать да Гаму к индийскому радже.

Да Гама отправился на это свидание со свитой из 13 человек. На мачтах были подняты флаги, корабли дали салют. Саморин принял да Гаму, сидя на троне. Португальцев усадили перед раджей на каменную скамью, подали им воду для омовения рук и согласно обычаю поднесли ломтики плодов хлебного дерева и бананы. Саморин спросил да Гаму о цели его прибытия в Каликут. Васко да Гама ответил, что король португальский, "слышал многое об Индии особенно об империи Каликут…пришел в восхищение и переполнен желанием вступить в дружбу с таким прославленным монархом…". Письма короля он обещал доставить на следующий день.

На следующее утро, когда подарки, предназначенные саморину, были отвергнуты, да Гама потребовал второй аудиенции. Он ждал целый день с бессильным, с возрастающим гневом, но так и не дождался ее. Только на следующий день саморин принял Васко да Гама.

На этот раз саморин встретил португальского командующего мене благожелательно. Он был оскорблен бедностью подношений. Кроме того, арабские купцы, хорошо понимавшие, чем грозит их торговле проникновение португальцев и Индию, с возмущением рассказывали индийскому радже о нападении на Мозамбик и Момбасу, изображали португальцев пиратами и сумели настроить индийского владыку против португальцев. В результате саморин решил "связать свою судьбу и судьбу своего народа с судьбой арабов", с которыми давно уже вел выгодную для себя торговлю.

Он потребовал письмо португальского короля и сведения о товарах, которые привезли с собой португальцы. Да Гама вручил ему не имеющие определенного адресата и конкретного содержания письма на арабском и португальском языках. На этом аудиенция закончилась.

Утром португальцам шлюпок не дали, предложив перевести корабли ближе к берегу. Да Гама заподозрил измену и отказался выполнять это требование. Сейчас же дом оцепила стража, и португальцы превратились в пленников. Теперь они могли выходить из дома только под строгой охраной. От да Гамы потребовали выдать парусное вооружение и корабельные рули. Конечно, Васко не мог поставить себя в столь зависимое от саморина положение.

Скоро возникла новая опасность - жившие в Каликуте арабы окружили дом, в котором находились португальцы, угрожая всех их перебить. Индийские караульщики превратились теперь в охрану, защищавших португальцев от мусульман.

Проходили дни. Наконец, 2 июня к да Гаме явился сановник саморина, предложивший выгрузить на берег все товары и команду кораблей. Да Гама вынужден был дать приказ о выгрузке части товаров. Тогда португальцам разрешили вернуться на суда. Однако португальские товары вызвали лишь насмешки купцов и Васко да Гаме пришлось просить саморина о разрешении перевезти товары из Пандарани в Каликут. Но в Каликуте торговля шла плохо.

Все же в обмен на медь, ртуть, янтарь и кораллы португальцам удалось купить некоторое количество пряностей. На это ушло целых два месяца. Наконец, да Гама решил, что пора возвращаться домой, но саморин потребовал оплатить ему высокие таможенные сборы, как за проданные португальские товары, так и за купленные у индийцев пряности.

В довершении всего Монсайди сообщил, что арабы предлагают саморину большие подарки, если он уничтожит корабли португальцев, и якобы каликутский правитель на это согласился. Тут да Гама проявил свойственную ему решительность.

На следующий день, это было 19 августа, он задержал более десятка индейцев, приехавших на португальские корабли. Флотилия отошла далеко от берега. Да Гама угрожал саморину, что возьмет с собой заложников, если не отпустят Диогу Диаша, оставшегося с нераспроданными товарами на берегу, а сам скоро вернется в Каликут и рассчитается за Диаша.

Узнав, что да Гама захватил заложников, саморин принял Диогу Диаша и передал ему письмо для короля Португалии. В письме сообщалось, что Каликут богат драгоценными камнями и пряностями и что в обмен саморин просит прислать золото, серебро, кораллы и алые ткани. Диогу Диаша отпустили, однако непроданные товары не вернули. В свою очередь, командующий отпустил только шесть заложников, заявив, что остальных освободит, когда вернут ему все товары. На следующий день на трех шлюпках индийцы доставили полосатую материю, которую никто не хотел покупать, а остальные товары они задержали до освобождения остальных заложников. Да Гама велел лодкам убираться прочь.

На следующий день был созван совет, состоявший из всех офицеров португальской флотилии. Так как основная задача была решена - морской путь в Индию был найден, на совете решили больше не откладывать возвращение на родину. Корабли снялись с якоря и повернули на запад. Флотилия вышла в открытый океан и направилась домой.

Плавание через аравийское море оказалось исключительно тяжелым. Португальцам была не известна периодическая смена ветров в Индийском океане, и Васко да Гама вышел в море раньше, чем начал дуть северо-восточный муссон.

Со 2 октября 1498 года по 2 января 1499 года, то есть в течение трех месяцев, флотилия то встречалась с противными ветрами, то неподвижно замирала с обвисшими парусами во время штиля. Свежие продукты кончились, вода издавала зловоние, и на кораблях вновь вспыхнула цинга, унесшая 30 человек, их похоронили в море. Большинство оставшихся в живых тоже болели, и работоспособных матросов оказалось не более семи-восьми человек на каждом корабле.

Лишь 2 января флотилия подошла к какому-то незнакомому городу на африканском берегу, который Васко да Гама назвал Могадишо. Боясь высадиться в неизвестном месте, командующий распорядился дать по городу залп из бомбард и, не заходя в порт, прошел дальше на юг. На дальнейшем пути шторм сильно повредил корабль "Сан-Рафаэль". Флотилия подверглась также нападение пиратов, которые окружили корабли, стремясь отрезать им путь к отступлению. Больные артиллеристы с трудом добрались до бомбард, грянул дружный залп со всех трех кораблей флотилии.

января показалась Малинди, и корабли стали на якорь в знакомой гавани. Шейх Малинди, как и в прошлый раз, встретил португальцев дружественно и снабдил флотилию свежим мясом, фруктами, овощами и другой провизией.

января флотилия вышла в море, и через два дня бросила якорь невдалеке от Момбасы у песчаной мели. "Сан-Рафаэль" был поврежден штормом. Кроме того, сильно поредели команды кораблей, и командующий решил пожертвовать судном. Грузы с обреченного судна перетащили на "Сан-Габриэль" и "Берриу", а "Сан-Рафаэль", чтобы он не достался арабам, сожгли.

Дальнейший путь до мыса Доброй Надежды мимо знакомых берегов прошел без приключений. Мыс Доброй Надежды обогнули в хорошую погоду.

За мысом флотилия повернула на север - к родным берегам. 27 суток с попутным ветром шли до широты островов Зеленого Мыса. Здесь на несколько дней флотилию задержал штиль, сменившийся сильным ветром. Разбушевавшийся океан раскидал корабли, и они потеряли друг друга. Капитан "Берриу" Коэльо продолжал путь один и 10 июля 1499 года бросил якорь в устье р.Тежу, в виду Лиссабона.(2, стр 9-25)

сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу оставшихся участников экспедиции. Из четырех кораблей вернулись два, а из экипажа - меньше половины.

Васко да Гама сразу после прибытия получил наследственный титул "дона", который в Португалии присваивался только представителям владетельной знати, и ежегодную пенсию в тысячу крузаду, а также титул "адмирала Индийского моря" со всеми почестями, достоинствами, вольностями, властью, юрисдикцией, доходами, привилегиями и правами, которые ему надлежит иметь.

Вторично в "страну пряностей" Васко да Гама отправился в 1503 г. уже в качестве "адмирала Индии" и возвратился в Лиссабон с огромной добычей, оставив в индийских водах постоянную военную эскадру для пиратского грабежа судов, курсирующих между Египтом и Индией. В последующие годы он оставался в тени и вновь был послан на Восток в 1524 г. в звании вице-короля Португальской Индии. Управление новыми владениями уже было омрачено многими злоупотреблениями, и вице-королю пришлось провести последние месяцы своей жизни в бесплодных попытках борьбы с ними и восстановления престижа португальского правительства. Почти 65-летнему старику эта задача оказалось не под силу. Тяжело было ему также переносить условия жизни в тропиках. Не завершив взятой на себя задачи, Васко да Гама умер 24 декабря 1524 г. в Кочине.

Чтобы окончательно утвердиться в Индии, в 1511 г. португальцы взяли Малакку, богатый торговый город в Малаккском проливе, закрывающий вход в Индийский океан с востока. С взятие Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей - Молуккскими островами, и вышли в Тихий океан.

Таким образом был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управлявших Мозамбиком, Ормузом, Москатом, Цейлоном и Малаккой.(1, стр 123-126).

Заключение



Экономические проблемы принудили лидирующие страны Европы к поиску решений проблем: поиск новых земель, богатых пряностями, золотом и другими драгоценностями.

Поставленную перед собой цель мы считаем достигнутой. Мы подробно изучили путешествие Васко да Гама в Индию, узнали много новых фактов из истории путешествия. Смогли проанализировать причины путешествия, узнать новые народы, которые моряки встречали во время путешествия. Но мы больше хотим узнать о культуре и быте жителей отдельных островов, которые встречались на пути у экспедиции. Поэтому мы будем продолжать эту работу.

Исходя из нашего проекта мы сделали следующие выводы:

·португальцы смогли найти новый путь в Индию;

·благодаря путешествию португальцы смогли поправить своё экономическое положение;

·Васко да Гама достиг поставленных целей;

·португальцы с помощью путешествия доказали, что они являются одной из лидирующих стран в Европе.

Список литературы

1.Г. Ф. Шаповалов. История туризма. Мн, 1999г.;

Е. И. Вязов. Васко да Гама Первооткрыватель морского пути в Индию;

Википедия - свободная энциклопедия.

Ресурсы Интернета.

Снаряжение экспедиции Гамы и переход к Южной Африке

После открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра для разведки морского пути из Португалии — вокруг Африки — в Индию. Подозрительные португальские короли остерегались прославленных мореплавателей. Поэтому начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш , а молодой, ничем ранее себя не проявивший придворный знатного происхождения Васко (Вашку) да Гама , на которого, по невыясненным причинам, пал выбор короля Мануэла I . В распоряжение Гамы он предоставил три судна: два тяжелых корабля, 100-120 т (т. е. 200-240 метрических т) каждое,— «Сан-Габриэл», на котором Васко поднял адмиральский флаг (капитан Гонсалу Алвариш , опытный моряк), и «Сан-Рафаэл», капитаном которого был назначен по просьбе Васко его старший брат Паулу да Гама , также ничем себя ранее не проявивший, и легкое быстроходное судно «Берриу» в 50 т (капитан Николау Куэлью ). Кроме того, флотилию сопровождало транспортное судно с припасами. Главным штурманом шел выдающийся моряк Перу Аленкер , плававший раньше в той же должности с Б. Диашем. Экипаж всех судов достигал 140-170 человек, сюда входили 10-12 уголовных преступников: Гама выпросил их у короля, чтобы использовать для опасных поручений.

Портрет Васко да Гамы в возрасте 64 лет. Музей античных искусств, Лиссабон

8 июля 1497 г. флотилия вышла из Лиссабона и прошла, вероятно, до Сьерра-Леоне. Оттуда Гама по совету бывалых мореходов, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу Бразилии, основаны на маршрутах позднейших мореплавателей, начиная с Кабрала. После почти четырех месяцев плавания 1 ноября португальцы усмотрели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Св. Елены (Сент-Хелина, 32° 40" ю. ш.), и открыли устье р. Сантьягу (теперь Грейт-Берг). Высадившись на берег, они увидели двух почти нагих низкорослых мужчин (бушменов) с кожей «цвета сухих листьев», выкуривавших из гнезд диких пчел. Одного удалось захватить. Гама приказал накормить и одеть его, дал ему несколько ниток бус и бубенцы и отпустил. На следующий день пришли десятка полтора бушменов, с которыми Гама поступил так же, через два дня — около полусотни. За безделушки они отдавали все, что было при них, но эти вещи не представляли никакой ценности в глазах португальцев. Когда же бушменам показывали золото, жемчуг и пряности, они не проявляли к ним никакого интереса и не видно было по их жестам, что у них имеются такие вещи. Эта «идиллия» закончилась стычкой по вине матроса, чем-то обидевшего бушменов. Три-четыре португальца были ранены камнями и стрелами. Гама же применил против «врагов» арбалеты. Неизвестно, сколько туземцев при этом было убито и ранено. Обогнув южную оконечность Африки, португальцы стали на якорь в той «Гавани пастухов», где Бартоломеу Диаш убил готтентота. На этот раз моряки вели себя мирно, открыли «немой торг» и за красные шапки и бубенцы получили от пастухов быка и браслеты из слоновой кости.

Плавание вдоль берегов Восточной Африки

К концу декабря 1497 г. к религиозному празднику рождества, португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно у 31° ю. ш. против высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то реки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошла толпа людей, резко отличавшихся от тех, которых они встречали на побережье Африки. Моряк, живший раньше в стране Конго и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Страна была густо населена земледельцами, обрабатывавшими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».

Корабли эскадры Васко да Гамы. Гордон Миллер

Продвигаясь на север, суда 25 января вошли в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. На берегу появились два вождя, носившие шелковые головные уборы. Они навязывали морякам набивные ткани с узорами, а сопровождавший их африканец сообщил, что он — пришелец и видел уже корабли, похожие на португальские. Его рассказ и наличие товаров, несомненно азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран — каменный гербовый столб с надписями, который ставился с 80-х гг. XV в. португальцами на африканском побережье в важнейших пунктах. С запада в лиман впадает Кваква — северный рукав дельты Замбези. В связи с этим обычно не совсем правильно говорят, что Гама открыл устье Замбези, и переносят на низовье реки название, которое он дал лиману. Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. Они болели цингой, и смертность была велика. 24 февраля флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь по ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда главным образом рабов, золото, слоновую кость и амбру. Через местного шейха (правителя) Гама нанял в Мозамбике двух лоцманов. Но арабские торговцы угадали в пришельцах опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными. Воду, например, можно было забирать только после того, как «противника» рассеивали пушечными выстрелами, а когда часть жителей бежала, португальцы захватили несколько лодок с их имуществом и по распоряжению Гамы разделили его между собой как военную добычу.

Путь Васко да Гамы, 1497-1499 гг.

1 апреля флотилия ушла из Мозамбика на север. Не доверяя арабским лоцманам, Гама захватил у берега небольшое парусное судно и пытал старика, его хозяина, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. Через неделю флотилия подошла к портовому г. Момбаса (4° ю. ш.), где тогда правил могущественный шейх. Сам крупный работорговец, он, вероятно, почувствовал в португальцах соперников, но сначала хорошо принял чужеземцев. На следующий день, когда суда входили в гавань, арабы, бывшие на борту, в том числе оба лоцмана, спрыгнули в близко подошедшее доу и бежали. Ночью Гама приказал пытать двух пленников, захваченных у Мозамбика, чтобы выведать у них о «заговоре в Момбасе». Им связали руки и лили на голое тело кипящую смесь масла и дегтя. Несчастные, конечно, сознались в «заговоре», но, так как они, естественно, не могли сообщить никаких подробностей, пытка продолжалась. Один пленник со связанными руками вырвался из рук палачей, кинулся в воду и утонул. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди (3° ю. ш.).

Ахмед Ибн Маджид и путь через Аравийское море

Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ахмеда Ибн Маджида (потомственный навигатор, отец и дед которого были муаллимами (Муаллим — капитан, знающий астрономию и знакомый с условиями плавания вдоль побережья, буквально учитель, наставник)), который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая.

Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели (у 12° с. ш.). Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против г. Каликут (ныне Кожикоде).

Португальцы в Каликуте

Утром флотилию посетили чиновники саморина — местного правителя. Гама отправил с ними на берег преступника, знавшего немного арабский язык. По рассказу посланца, его отвели к двум арабам, заговорившим с ним по-итальянски и по-кастильски. Первый вопрос, который ему задали, был: «Какой дьявол принес тебя сюда?». Посланец ответил, что в Каликут пришли португальцы «искать христиан и пряности». Один из арабов проводил посланца обратно, поздравил Гаму с прибытием и закончил словами: «Благодарите бога, что он привел вас в такую богатую страну». Араб предложил Гаме свои услуги и действительно был ему очень полезен. Арабы, очень многочисленные в Каликуте (в их руках была почти вся внешняя торговля с Южной Индией), настроили саморина против португальцев; к тому же в Лиссабоне не догадались снабдить Гаму ценными подарками или золотом для подкупа местных властей. После того как Гама лично вручил саморину письма от короля, он и его свита были задержаны. Выпустили их только через день, когда португальцы выгрузили на берег часть своих товаров. Однако в дальнейшем саморин держался вполне нейтрально и не препятствовал торговле, но мусульмане не покупали португальских товаров, указывая на их низкое качество, а бедняки индийцы платили гораздо меньше, чем рассчитывали получить португальцы. Все же удалось купить или получить в обмен гвоздику, корицу и драгоценные камни — всего понемногу.

Васко да Гама приносит дары правителю Калькутты.

В качестве даров были принесены цветные бусы, шляпы с перьями и множество других подобных вещей. Правитель дары не принял, а его приближенные «рассмеялись, едва увидев эти дары». Paolo Novaresio, The Explorers, White Star, Italy, 2002

Так прошло более двух месяцев. 9 августа Гама послал саморину подарки (янтарь, кораллы и т. д.) и сообщил, что собирается уходить и просит отправить с ним представителя с подарками королю — с бахаром (более двух центнеров) корицы, бахаром гвоздики и образцами других пряностей. Саморин потребовал внести 600 шерафинов (около 1800 золотых рублей) таможенных сборов, а пока отдал приказ задержать товары на складе и запретил жителям перевозить оставшихся на берегу португальцев на суда. Однако индийские лодки, как и раньше, подходили к кораблям, любопытные горожане осматривали их, а Гама очень любезно принимал гостей. Однажды, узнав, что среди посетителей есть знатные лица, он арестовал несколько человек и известил саморина, что освободит их, когда на суда пришлют португальцев, оставшихся на берегу, и задержанные товары. Через неделю, после того как Гама пригрозил казнить заложников, португальцев доставили на корабли. Гама освободил часть арестованных, обещая отпустить остальных после возвращения всех товаров. Агенты саморина медлили, и 29 августа Гама оставил Каликут со знатными заложниками на борту.

Возвращение в Лиссабон

Суда медленно продвигались на север вдоль индийского берега из-за слабых переменных ветров. 20 сентября португальцы стали на якорь у о. Анджидив (14°45" с. ш.), где отремонтировали свои корабли. Во время ремонта к острову подходили пираты, но Гама обратил их в бегство пушечными выстрелами. Оставив Анджидив в начале октября, флотилия почти три месяца лавировала или стояла без движения, пока, наконец, не подул попутный ветер. В январе 1499 г. португальцы достигли Малинди. Шейх снабдил флотилию свежими припасами, по настойчивой просьбе Гамы послал подарок королю (бивень слона) и установил у себя падран. В районе Момбасы Гама сжег «Сан-Рафаэл»: сильно сократившаяся команда, в которой много людей болело, была не в состоянии управлять тремя кораблями. 1 февраля он дошел до Мозамбика. Понадобилось затем семь недель на переход до мыса Доброй Надежды и еще четыре — до о-вов Зеленого Мыса. Здесь «Сан-Габриэл» разлучился с «Берриу», который под командой Н. Куэлью 10 июля 1499 г. первым прибыл в Лиссабон.

Васка да Гама. Портрет

Паулу да Гама был смертельно болен. Васко, очень привязанный к нему (единственная человеческая черта его характера), хотел, чтобы брат умер на родной земле. Он перешел у о. Сантьягу с «Сан-Габриэла» на нанятую им быстроходную каравеллу и пошел к Азорским о-вам, где Паулу умер. Похоронив его, Васко к концу августа прибыл в Лиссабон. Из четырех его судов вернулось только два (Неизвестно, где и при каких условиях брошено или погибло транспортное судно, не выяснена и судьба его экипажа) , из команды — менее половины (по одной версии — 55 человек) и среди них моряк Жуан да Лижбоа , принимавший участие в плавании, вероятно, в качестве штурмана. Позже он многократно водил португальские корабли в Индию и составил описание маршрута, включающее характеристику берегов Африки — не только крупных заливов и бухт, но устьев рек, мысов и даже отдельных заметных пунктов побережья. Этот труд по детальности превзойден лишь в середине XIX в. «Африканской лоцией» британского Адмиралтейства.

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря, на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерция Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан — мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет — до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.).