Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Теория личностных конструктов дж келли кратко. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)

Дж. Келли построил свою теорию на основе одной из философских позиций — конструктивного альтернативизма . По его мнению все зависит от того как сам человек осознает и интерпретирует то или иное явление. Не важно, что мы пытаемся понять, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума.

Согласно взглядам Келли, люди представляют собой исследователей, которые, относительно происходящих событий, ситуаций и людей, строят гипотезы, а в случае их опровержения — альтернативы этих гипотез.

Следствия из теории:

1. Люди, ориентированы, главным образом, на будущие события, а не на прошлые или настоящие. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».
2. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, - это понятие конструкта.

Конструкт - это способ конструирования, или интерпретации мира.

Личностный конструкт (Хьелл Л., Зиглер Д.) - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.
Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди - высокие, а другие - низкие, что одни люди - мужчины, а другие - женщины, что есть вещи твердые, а есть - мягкие.
Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.
Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • Упредительный — стандартизирует входящие в него элементы. Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе.
  • Констелляторный — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом».
  • Предполагающий — конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Этот тип прямо противоположен 2-м предыдущим, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

Однако, по мнению Келли среди всех типов нет желательных или нежелательных. Он говорил, что если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.

Келли предложил несколько способов, по которым можно классифицировать личностные конструкты:

  • Всесторонние конструкты — включают относительно широкий спектр явлений;
  • Частные конструкты — включают в себя небольшой диапазон явлений.
  • Основные конструкты — регулируют основную деятельность человека;
  • Периферические конструкты — могут меняться, значительно не изменяя основную структуру.
  • Жесткие конструкты — дают неизменный прогноз;
  • Свободные — позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

4.
Конструкты могут быть как вербальными (сознательные конструкты, которые могут быть выражены словами), так и довербальными (бессознательные конструкты, которые используются в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен.
Для измерения личностных конструктов был разработан методический принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

Дж. Келли не давал определения личности, но говорил о том, что она является «абстракцией человека, а также перенос этой абстракции на знакомых или незнакомых людей, на значимые ценности.
Проанализировав позицию Келли, Л. Хьелл и Д. Зиглер сформулировали следующее определение личности: «личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила . Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы.
Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментальных приемов и методов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста.

Библиографический список:

  1. Горностай, П., Титаренко, Т. Психологические теории и концепции личности: краткий справочник [Текст] / П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Ртута, 2001. — 320 с.
  2. Келли, Дж Теория личности (теория личностных конструктов) / Дж. Келли. – СПб.: «Речь», 2000. – 249 с.
  3. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория исследования / пер. с англ. М.С. Жам-кочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / 3-е международное издание. – СПб: Питер, 2003. – 608 с.

Джордж Александр Келли, Дж. А. Келли, Дж. Келли, Дж. Келли и теория личностных конструктов, теория личностных конструктов, принцип репертуарных решеток Дж. Келли

В основе теории Дж. Келли лежат две философские идеи: 1) концепция конструктивного альтернативизма; 2) концепция исследовательской позиции личности.

Идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что на любую вещь можно посмотреть с разных сторон; в мире нет вещи абсолютно однозначной. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но люди трактуют ее по-разному. Реальность неодинакова с разных точек зрения. В этом смысле, нет истинного способа интерпретации поведения человека; поведение человека никогда полностью не определено. Люди остаются свободными в толковании и пересмотре толкования действительности. Вместе с тем, автор не отрицает детерминации части мыслей и чувств человека предшествующими событиями.

Идея исследовательской позиции личности означает, что, следуя субъективному толкованию реальности, любой человек выдвигает гипотезыотносительно нее, с помощью которых он пытается прогнозировать и контролировать события жизни. Затем человек проверяет свои гипотезы (предположения), использую все имеющиеся психические процессы и механизмы.

Исходя из этих идей, Дж. Келли предполагает, что люди ориентированы преимущественно на будущие, а не на прошлые или настоящие события жизни. И все поведение человека можно понимать как предупреждающее по своей природе . Также Дж. Келли считал, что точка зрения человека изменчива, она сохраняет относительное постоянство в контексте трактовки лишь некоторых вещей. Еще один важный момент подхода Дж. Келли – это мнение относительно внутренней активности личности.

В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, автор концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события собственной жизни .

Структура . В основе теории Дж. Келли лежит понятие «личностный контрукт» как структурная единица личности. По мнению автора, человек судит о себе и мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и затем пытается приспособить к объективной реальности. Подобные системы – инструмент систематизации и дифференциации мира. Эти понятийные системы, или модели Дж. Келли определяет как личностные конструкты. Личностный конструкт – это понятие или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Используя их, человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста . В этом контексте теория личностных конструктов пытается объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.



Примерами личностных конструктов могут быть "чистый - грязный, "умный - глупый", "мужской - женский", "добрый - злой", "хороший-плохой" и "молодой - старый". Каждый человек воспринимает действительность путем собственных конструктов , необходимых для создания непротиворечивой картины мира.В случае, если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, его сохранит. Если же прогноз не подтвердится, использованный конструкт будет пересмотрен или исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться .

Согласно Дж. Келли, все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Это означает, что человек отмечает сходство событий между собой и при этом их отличие от других событий. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом , или полюсом сходства конструкта ; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом , или полюсом контраста конструкта . Конструкты являются продуктами предшествующего опыта. Следовательно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость конструкта.



Диапазон применимости включает в себя все события, для которых конструкт применим. При чрезмерном обобщении конструкта (применении его к неадекватно широкому кругу явлений), его прогностическая эффективность резко снижается. Так, конструкт «добрый - злой» вряд ли адекватно применим с проностической целью для круга неодушевленных явлений.

У любого конструкта есть фокус применимости – это те явления в рамках диапазона применимости, для которых конструкт наиболее адекватно выполняет описательно-прогностическую функцию. Вместе с тем, фокус применимости зависит от личностной трактовки явлений (например, «мягкий - твердый» стул и «мягкий - твердый» характер).

Проницаемость-непроницаемость – еще один характерный параметр конструктов. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "общительный - необщительный" не имеет смысла, если судить о погоде.

Кроме формальных свойств, конструкты можно описать при помощи типологии. В подходе Дж. Келли, личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над описываемыми элементами . Различают упредительные, констелляторные и предполагающие конструкты.

Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне называется упредительным конструктом . Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительный конструкт лежит в основе ригидного мышления по типу «ничего, кроме этого» . Так, строгий руководитель – это только строгий руководитель и ничего другого (например, чуткий супруг, преданный друг, справедливый отец). Систематическое использование упредительных конструктовпрепятствует реализации конструктивного альтернативизма, то есть не позволяет посмотреть на вещи с разных сторон, предположить их неоднозначность.

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в своем составе. Этот тип конструкта обусловливает шаблонное (стереотипное) мышление по типу «если…, то…» . Так, если человек молод, это значит, что он глуп. Констелляторные конструкты также ограничивают возможности возникновения альтернативных мнений; человек или явление рассматривается однозначно через призму стереотипного восприятия, где одна характеристика автоматически означает наличие определенной другой.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом . Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Ему соответствует гибкое мышление . При всем соотествии этого типа конструкта идее конструктивного альтернативизма и исследовательской позиции лчности, он не может быть всегда предпочтительным, поскольку, может способствовать потере необходимых понятийных ориентиров. Личностная эффективность зависит не от удельного преобладания предполагающих конструктов, а от способности личности в процессе интерпретации и прогнозирования явлений, использовать адекватный тип конструкта и менять эти типы.

С точки зрения подхода Дж. Келли, личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов, которые используются, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.То есть,личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом . Кроме того, личность с позиции этого подхода можно рассматривать как иерархически организованную систему личностных конструктов, находящихся в относительно стабильном состоянии. Эта стабильность и иерархия необходимы для управляемости и лучшей используемости системы личностных конструктов. Относительность же стабильного состояния необходима для адекватных изменений в системе личностных конструктов в соответствии с меняющейся реальностью и опытом индивида. В контексте системности личностные конструкты можно классифицироватьпо ряду критериев. По широте диапазона различают всесторонние и частные конструкты . По степени влияния на основную деятельность человека выделяют основные и периферические конструкты. По степени прогностической гибкости некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при однотипных условиях.

Процесс и развитие . С точки зрения Дж. Келли, термин "мотивация" в его традиционном понимании как побудительной внешней или интрапсихической силы того или иного характера, не имеет смысла. Поего мнению, у людей для мотивации нет иной причины, кроме жизни как таковой, поскольку она есть постоянное движение и изменения . В этом смысле человек является воплощенным потоком, процессом изменений в любой момент своего существования. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека. Кроме того, с психотерапевтической позиции автора, исследование и обсуждение мотивации человека есть ни что иное, как интерпретация некого неясного феномена, лежащего в основе наблюдаемого поведения. Как персонолог и психотерапевт Дж. Келли утверждает, что мотивационные концепции в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются :

В контексте личностного роста и изменений автор формулирует так называемый основной постулат , который гласит, что процессы личности представляют собой каналы, проложенные в психическом пространстве. Используя объем и направление этих «каналов» человек понимает действительность и прогнозирует события будущего. Таким способом формируется, строится жизненный путь личности, так выстраивается ее поведение. С этой точки зрения, человека не интересует неподдающаяся прогнозу пустота, его внимание и психические усилия направлены на интересующие и поддающиеся прогнозу явления. Личностные конструкты и есть эти каналы, эти ориентиры в жизни. В каждой ситуации человек выбирает, какой именно конструкт применим для понимания реальности, или по какому какналу двигаться, чтобы оказаться там, где необходимо.

Основной постулат предполагает ряд частных выводов из него . Эти выводы отражают динамику формирования и развития системы личностных конструктов, являющейся, с точки зрения Дж. Келли, основой бытия с собой и с миром. Рассмотрим выводы из основного постулата.

1. Вывод об индивидуальности говорит об уникальности личности, субъективности восприятия и трактовки действительности в соответствии с особенностями личностных конструктов.

2. Вывод об организации : система личностных конструктов иерархически организована, тип органихации конструктов отличается у разных людей.

3. Вывод о прирамидальной структуре организации системы личностных конструктов: некоторые из конструктов находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в подчиняющий конструкт.

4. Вывод о непостоянстве иерархических отношений конструктов: иерархическая система личностных конструктов меняется в соответствии с ее прогностической функцией. Если эта функция страдает, система подвергается перестройке.

5. Вывод о выборе показывает, как человек проводит отбор полюса конструкта: человек выбирает тот полюс конструкта, который позволяет понять событие более полно, то есть, то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности конструктной системы. Этот процесс получил название "продуманный выбор".

6. Вывод о конкретизации и расширении свидетельствует о направлении разработки конструктной системы. Если более важным оказывается подтверждение прежнего опыта использования конструкта и конструкт выполняет функцию прогноза, он конкретизируется и закрепляется. Другой тип разработки – расширение – включает в себя выбор конструкта, который с большей вероятностью позволит расширить понимание событий. Если прогноз оправдывается, конструкт становится валидным и более широко применимым.

7. Вывод о цикличности использования конструктов. Дж. Келли представляет цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных приемлемых конструктов и решает, какие именно наиболее уместны. Фаза исполнения предполагает выбор направление мысленных действий и поведения.

8. Вывод об опыте : именно новый опыт соприкосновения с незнакомыми явлениями служит почвой для изменения в системе конструктов личности.

9. Вывод о научении: подтверждение или опровержение гипотез относительно реальности с помощью личностных конструктов позволяют человеку пополнять и присваивать полученный опыт.

10. Вывод о модуляции уточняет, что изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах диапазона применимости, то есть, чем более проницаемы подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.

11. Выводе об общности: люди похожи в своих проявлениях, поскольку смотрят на мир схожим образом, используют похожие конструкты; или обладают похожей организацией конструктной системы.

12. Выводе о содружестве касается отношений между людьми и их конструктными системами. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. То есть, для гармоничного взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Норма и патология . Одной из ключевых целей Дж. Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Он полагал, что теория личностных конструктов может быть полезна для трактовки эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Рассмотрим в этом констексте четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

Тревога определяется как осознание человеком неприменимости его конструктной системы для понимания текущих событий . Автор утверждает, что вопрос не в дефектности конструктной системы, а в неточности личностных ожиданий. В этой ситуации невозможны интерпретация и прогноз, а значит, нет возможности выстроить поведение. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.

Вина . Определенные аспекты стержневой конструктной структуры называются стержневыми ролями , являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя, ребенка, друга. Стержневые роли очень важны и их неадекватное исполнение (со своей точки зрения или с точки зрения значимого другого) может пробуждать чувство вины , которая свидетельствует о нарушении во взаимоотношениях.

Угроза рассматривается как осознание того, что конструктная система может претерпеть серьезные изменения. Согласно Дж. Келли, угроза для человека – это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только они не интерпретируются как условие,при котром жизнь имеет смысл.

Враждебность в теории Дж. Келли – это попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивыми фактами. Враждебный человек вместо признания неадекватности собственных ожиданий и необходимости их пересмотра, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить собственное мнение о них.

С точки зрения теории Дж. Келли, психическое благополучие определяется четырьмя характеристиками:

1) желание оценивать прогностическую эффективность своих конструктов и проверять правильность своих интерпретаций по отношению к другим людям.

2) возможность отказаться от своих конструктов и переориентировать системы стержневой роли в случае ее недееспособности; возможность повысить проницаемость конструктов;

3) желание расширять диапазон, объем и охват конструктной системы; оставаться открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;

4) широкий и гибкий репертуар ролей; возможность понимания других людей во взаимодействии с ними, путем умения встать на их место .

Согласно Дж. Келли, психическое расстройство последовательное применение личностного конструкта, несмотря на его неэффективность. Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Они включают в себя тревогу и настойчивые попытки человека вновь почувствовать себя способным к прогнозу событий. Плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Таким образом, люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.

В поисках условий, благоприятствующих изменению, Дж. Келли разработал специфическую технику терапии - терапию фиксированных ролей .. Эта техникаисходит из того, что психологически человек есть именно то, каким он себя представляет, а также то, что он делает. Терапия фиксированных ролей побуждает клиента интерпретировать себя поновому, вести себя по-новому и тем самым становиться новым человеком. Цель всей этой процедуры – стимулировать творческий процесс по отношению к себе и миру. В процессе терапии фиксированных ролей клиентам представляют набросок новой личности, которую просят сыграть. Опираясь на предварительное понимание данного клиента, составляется описание новой личности. Задача клиента заключается в том, чтобы вести себя так, как если бы он был этим человеком . Наброски личности, сделанные для каждого клиента в отдельности, предполагают развитие новой личности. Многие характеристики, представленные в наброске, резко контрастируют с реальным поведением человека.

Терапия фиксированных ролей направлена на перестройку личности в целом. Она предлагает клиенту новую роль, новую личность, в отношении которой можно проверить новые гипотезы; она предоставляет клиенту возможность выверить новые пути интерпретации событий, находясь под защитой воображаемой роли . После того, как набросок личности придуман, его предъявляют клиенту. Клиент решает, хотелось бы ему поближе узнать эту придуманную личность и будет ли он чувствовать себя достаточно комфортно с подобным человеком. Это делается для того, чтобы убедиться, что новая личность не несет слишком большой угрозы для клиента. На следующей фазе терапевт предлагает клиенту действовать так, как если бы он был этой самой личностью. На некоторое время клиента просят забыть о том, кто он есть на самом деле, и представить себя этим человеком. Клиент может сопротивляться, он может чувствовать, что это спектакль, лицемерие и притворство, но, принимая во внимание все эти трудности, его побуждают попробовать и понаблюдать, что получится. В течение последующих недель клиент живет в новой роли. Периодически он встречается с терапевтом, чтобы обсудить проблемы, возникающие при разыгрывании роли. Во время терапевтических сеансов возможны «репетиции» того, как воплотить в жизнь набросок новой личности, чтобы терапевт и клиент могли исследовать, как действует новая система конструктов, когда она используется в реальности. Цель терапевтического изменения - индивидуальная перестройка себя. Индивид отбрасывает некоторые конструкты, создает новые, делает одни конструкты более жесткими, другие более податливыми и создает систему конструктов, которая ведет к более точному прогнозу. Терапевт побуждает клиента воображать, экспериментировать, проговаривать альтернативы и реинтерпретировать прошлое в свете новых конструктов .

Совершенно иной под-ход к пониманию пси­хики личности, отлич­ный от фрейдистского и подходов, предложил американский психолог Джордж Келли (1905-1967), представитель когнитивного направления в психологии. Это направле­ние выявляет влияние рациональных и ин­теллектуальных процессов психики на пове­дение человека. Оно придает особое значе­ние когнитивным процессам - мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту.

Свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рас­сматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определен­ных понятийных систем - моделей интерпретации действительно­сти. Келли обозначил их как «личностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт - это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осоз­нать, интерпретировать или предсказать свой опыт. 1 Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохра­нит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

У каждого человека складывается своя собственная уникаль­ная система конструктов и люди отличаются друг от друга эти­ми системами.

К примеру, если деловые партнеры по-разному интерпретиру­ют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины ми­ра. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присут­ствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий - отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров - честны, а Сидоров - нет). То есть все личностные конструкты биполяр­ны и дихотоминны. Подобно магниту они имеют два противопо­ложных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и по­люс контраста (имплицитный полюс) 2 .



Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон при­менимости. Так, конструкты «хороший - плохой» «честный - нечестный» имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, так как они предполагают множество деловых ситуа­ций, требующих личностных оценок.

Келли предложил и свою типологию конструктов, среди ко­торых важное значение для делового общения имеют упреди-тельный и констелляторный конструкты.

Упредительный конструкт ставдартизирует («упреждает») элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных конструктов могут служить этические («упрямец», «лжец», «делец») или этнические («кавказец») ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам.

Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подо­бен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: «Если деловой партнер - продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям».

Большой интерес для делового общения имеет предложенная Келли модель действий человека перед лицом новой или неопре­деленной ситуации. Келли обозначил эту модель как цикл О- В-И (ориентировка - выбор - исполнение). Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких воз­можных конструктов и выбора того из них, который окажет­ся лучшим для интерпретации ситуации 1 . Деловой партнер, оказавшись в неопределенной ситуации, может пройти через ряд циклов О-В-И прежде, чем примет решение, какой именно конструкт использовать для ее интерпретации.

Важный аспект теории личностных конструктов Келли каса­ется психологического взаимодействия партнеров, создания ме­жду ними эффективных межличностных отношений - отноше­ний содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один парт­нер психологически ставит себя на место другого, интерпрети­руя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и по­следующее поведение партнера

Документирование в д о.

Служебные записки тоже делятся на следующие виды:

Распоряжения по кадровым вопросам, внутреннему распо­рядку учреждения, правила работы;

Благодарности и поздравления;

Напоминания, просьбы, проведение мероприятия.

В неформальной деловой переписке часто используются со­кращения, односложные слова и прилагательные: они создают впечатление близкого знакомства, теплоты, взаимной симпатии. Такие прилагательные, как добросердечный, умелый, отзывчивый, изумительный, прекрасный и т.п., сближают автора письма и его адресата. Они передают эмоциональное состояние. Показывают, насколько объективен или субъективен автор письма, может быть, он готовил его, руководствуясь лишь эмоциями.

Существует много способов подготовки корреспонденции, но выделим наиболее общие вопросы:

Что нужно потенциальному клиенту? Каковы его основные заботы?

Какие сомнения его тревожат?

Каковы его финансовые соображения?

Были ли у него какие-либо проблемы, которые беспокоят его до сих пор?

Какие у него цели?

И еще один немалозначащий момент: письмо должно стро­иться по такой схеме: внимание - интерес - просьба - действие.

Надо только помнить, что формулируя просьбу, предоставьте адресату ограниченный выбор вариантов. Чем меньше вариантов, тем больше вероятность успеха.

Джордж Келли был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, "реагирующие" на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем.

Основы когнитивной теории

Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. Т.е. взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм. Лежащий в основе философии Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта философия даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, "что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене". Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно и непреложно "верными". Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой "не может быть двух мнений". Осознание человеком действительности - это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: "...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум".

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагает, что А - это то, что индивид объясняет как А! Реальность - это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют "конструктивные альтернативы", открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено.

Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время, Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли: "Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого".

Люди как исследователи. Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя: подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, он следит за тем, подтвердятся гипотезы или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Т.о, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки - предсказать, изменить и понять события, т.е. основная цель ученого - уменьшить неопределенность. Но не только ученые - все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Личностные конструкты : модели для действительности. Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают.

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Личностный конструкт - это классификационно-оценочный эталон, создаваемый личностью на основе ее опыта. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный-спокойный, "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный-нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

По мнению Келли, каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, т.е. сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса.

Формальные свойства конструктов. Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами.

  • 1. Во-первых, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт "хороший-плохой" имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт "непорочность-проституция" имеет значительно более узкие границы.
  • 2. Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.
  • 3. Проницаемость-непроницаемость - еще один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. Конструкт "компетентный врач-некомпетентный врач" у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, т.е., общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "компетентный-некомпетентный" не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

Личность: конструкт персонолога. Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Основной постулат и некоторые выводы из него

Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Выражение "процессы личности" предполагает, что человек - это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения.

Келли отмечал, что каждый человек прокладывает и характерным способом использует разные каналы (конструкты), а также что выбор определенного канала определяет его психические процессы.

Подобно ученому, человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь. Именно это соображение объясняет направленность деятельности в теории Келли. Согласно ей, люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Выводы из основного постулата

Индивидуальность и организация. Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: "Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события". По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с "колокольни" своего уникального личностного конструкта. Итак, разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения.

По мнению Келли, кроме того, что личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человеке по-разному: "Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами". Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Было бы ошибкой думать, что конструкты беспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.

По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Конструкт "хороший-плохой", например, может включать в себя оба полюса конструкта "сексуальный-несексуальный". Следовательно, первый конструкт подчиняет последний.

Цикл О-В-И. Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов.

Система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Т.о., по Келли, конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия правильных решений.

Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал в своем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Эта идея определенно выражена в выводе об общности:

"Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (т.е. схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (т.е. они будут схожими личностями). Необходимо заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже - они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Келли полагал, что люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково.

Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферы человеческих отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющую связь между индивидуальной и общественной психологией. Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные процессы других.

Джордж Келли (1905-1966 гг.) - американский психолог, профессор университета в Огайо. Над своим основным трудом "Психология личностных конструктов", опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт. Кроме всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии (см. Хрестомат. 5.2 ).
Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе. Так, в психоанализе центральным понятием является "бессознательное влияние", модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. З. Фрейд указывает на уровни функционирования инстинктивных сил (бессознательный, предсознательный и сознательный) и выделяет три подсистемы личности (Id, Ego, Super-Ego). Вся динамика личности сводится к различным типам преобразований бессознательных влечений. В теории К. Роджерса основополагающим понятием является представление о себе, или самооценка. У К. Левина - понятие поля. Для большинства отечественных психологов основным объектом анализа оказывается мотивационная сфера личности, ее направленность, а принципом - детерминация психического.
В некоторых работах в числе таких индивидуальных черт, которые рассматриваются в качестве главных особенностей личности, выделяются устойчивые когнитивные (cognitive) структуры. Это - составные элементы познавательного стиля личности.
Обычно в традиционных концепциях личности когнитивные (подсознательные) характеристики объяснялись с помощью других понятий. Несколько десятилетий назад американскую, а вместе с ней и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористической . С 50-х г. ХХ в. в развитии зарубежной психологии наметилась тенденция рассматривать познание в качестве базового объяснительного принципа организации психики. Вместе с его введением, в экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления - когнитивной психологии. Увеличилось количество работ по познавательным процессам - восприятию, мышлению, вниманию, памяти.
По-новому стали пониматься предмет и методы психологии. По мнению когнитивистов, поведение человека детерминировано его знаниями. Подчеркивание роли знания определило общую ориентацию исследователей. Теперь варьирование внешних условий, стимулов не является самоцелью, а выступает средством выявления структур знания - внутренних репрезентаций (представлений) объектов, событий, других людей.
Итак, когнитивная психология , ставшая одним из ведущих направлений современной психологии, возникла как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структуры организации психологических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. Первый этап развития когнитивой психологии связан с исследованиями Д. Бродбента, У. Найссера, Р. Аткинсона и др. Второй этап - с работами Ж. Пиаже по проблеме развития когнитивных структур, Дж. Брунера, С. Шехтера - создателя когнитивной теории эмоций, М. Айзенка, предложившего когнитивную теорию индивидуальных различий, Дж. Келли, М. Макони, Томе, занимавшихся проблемами личности.
Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов.
Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Формальными характеристиками познания (например, когнитивным диссонансом, консонансом) занимался Леон Фестингер. Он разработал специальную теорию, которая показала, что индивид переживает чувство дискомфорта, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Субъект стремится избавиться от этого дискомфорта реконструируя свои знания об объекте или событии, либо меняя социальные установки. Снятие противоречия приводит к состоянию консонанса , т.е. взаимной согласованности элементов когнитивной системы.
Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. В отличие от Л. Фестингера, Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.
Как уже было сказано, разработке своей теории и метода исследования он посвятил более 20 лет. Когда в 1955 г. вышла книга "Психология личностных конструктов", она не имела шумного успеха, просто потому, что лишь очень немногие теории того времени использовали "категорию" в качестве единицы анализа психики (среди этих немногих были И. Толмен и Дж. Брунер). Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии.
Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово "конструирование". Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли.

Понятие конструкта
Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт . Термин "конструкт" идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предсказать события.

  • Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Основными свойствами научного понятия являются:
    • обобщение явлений;
    • констатация связи между ними;
    • возможность предсказания новых событий.

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли.
Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.
Конструкт - средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями. В данном случае в понятие конструкта включается новый - социально-психологический - аспект.
Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами. Например, констатация сходства и различия между высокими и низкими людьми, добрыми и злыми ведет к формированию конструкта.

Образование конструктов и их типы
Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий - как отличный от первых двух. Признак, по которому два элемента расцениваются как сходные, образует полюс сходства , а признак, по которому они противопоставляются третьему, - полюс контраста , где элементы - это реалии, или объекты. Объекты обладают разными свойствами, и то, как субъект будет понимать связь между этими свойствами, зависит от выбранного им конструкта.

  • Выделяется три типа конструктов:
    • ограничительный;
    • констелляторный;
    • пропозициональный.

Ограничительный - позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. Например, если это - книга, то это только книга.
Констелляторный - фиксирует какое-то число альтернатив, связанных с его элементами. Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление: "если это книга, то она должна состоять из отдельных страниц и иметь обложку, содержать текст".
Пропозициональный не относит отдельные свойства к другим элементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту: "Книга - это кладезь знаний". В этом смысле объекту может быть приписано множество разных характеристик - от перцептивных до ценностных свойств, вплоть до "французского акцента".

Основные характеристики конструктов
Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью.
Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами. Полюса конструкта индивидуальны и не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы. Так, у одного человека полюсу "равнодушие" может быть противопоставлен полюс "забота", "милосердие", а у другого - тому же полюсу "равнодушие" - "эмоциональность", "восторженность". В процессе выявления личностных конструктов у испытуемого могут возникнуть трудности в вербализации одного из полюсов. В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события. По мнению Дж. Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с "погруженным полюсом", не представленном в сознании.
Диапазон применимости - это те объекты, которые могут быть истолкованы с помощью данного конструкта.
Индивидуальность связана с пониманием человека как активного исследователя реальности, который не просто усваивает готовое знание, но и исследует ее, конструирует, выдвигает гипотезы. Конструкты, эффективно предсказывающие события, остаются, неэффективные - разрушаются, каждый человек создает свою собственную, уникальную систему конструктов.
Кроме того, каждый конструкт имеет фокус и область приложения, за границами которых его использование для прогноза не эффективно. Область приложения конструкта - все явления, которые человек истолковывает при помощи данного конструкта. Фокус - те явления, истолкование которых при помощи данного конструкта наиболее эффективно, т.е. ведет к более точному прогнозу.

Развитие системы конструктов
Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования - центральная посылка психологии личностных конструктов.
Направление совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения , когда составляется все более определенное мнение о небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения , когда возникает установка иметь хотя бы смутное представление о достаточно широком круге вещей.
Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной причины изменения конструктов, при этом конструирование изменений предшествует изменению поведения (сначала изменяется конструкт, а затем - форма поведения).
Характер изменения конструктов зависит от их проницаемости. Проницаемыми называются конструкты, в область приложения которых могут быть введены новые элементы. Непроницаемые конструкты используются для толкования событий прошлого.

Тест репертуарных решеток
Для диагностики личностных конструктов применяется Тест репертуарных решеток. На первом этапе тестирования выбирается исследуемая область, задается набор объектов (репертуар элементов). Элементы могут варьироваться в зависимости от задачи исследования. Это может быть конкретный набор объектов (имена реальных людей, литературных героев, названия предметов, рисунки), ролевой список (отец, мать, Я через 10 лет, положительно оцениваемый мужчина и др.) либо любой другой перечень элементов, составленный в ходе обсуждаемой с испытуемым темы. Количество элементов не должно быть меньше 8 и больше 25.
На втором этапе исследования применяется способ актуализации конструктов, например метод триад, или метод минимального контекста. Из репертуарного набора выбирают три элемента. В каждой тройке выделяются два сходных объекта; называется признак, по которому они схожи. Затем называется третий объект и признак, по которому он отличается от первых двух. Если элементов мало, то можно брать все тройки, учитывая, что после 30 троек редко появляются новые конструкты. Параметры, по которым сравниваются и различаются элементы, и являются полюсами конструкта.
При анализе результатов теста учитывается содержательная сторона конструктов, их количество и соотношение между ними. Конструкты организованы в иерархические системы и соподчинены по двум принципам: а) долевое соподчинение, когда полюс подчиненного конструкта входит в качестве элемента в полюс высшего по иерархии конструкта (конструкт "умный-глупый" своими полюсами входит в конструкт "хороший - плохой"); б) поперечное - оба полюса подчиненного конструкта включаются в категорию одного из полюсов высшего (оба полюса конструкта "умный-глупый" входят в полюс "оценочный" конструкта "оценочный-описательный).
Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Эта система подвижна, изменчива, но все же структурирована. Каждый конструкт представляет собой улицу, по которой можно двигаться в двух направлениях. Новый конструкт задает и новое движение. В ситуации стресса человек не применяет новых, а движется по старым конструктам в ином направлении.

Конструкты и другие психические явления
Ядро личности представлено системой конструктов. Все другие - личностные и познавательные особенности - описываются посредством феномена конструкта. Так, тревожность рассматривается как состояние, возникшее под влиянием изменения конструктов. Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему конструктов - память, неструктурированные явления - забывание.
Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли не использует понятия мотивации. Этот термин, по его мнению, имеет смысл лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна.
Исследования последних лет указывают на то, что сложность формирующейся конструктивной системы зависит от сложности предъявляемой стимуляции, от типа отношений между ребенком и взрослым и др., но в целом процесс развития конструктивной системы ребенка остается пока не раскрытым.
Для осуществления реконструкции личности необходима психотерапевтическая работа с клиентом. Цель психотерапии по Келли - реорганизация системы конструктов, которая позднее проходит испытание в деятельности, в процессе исследования и прогнозирования реальности.