Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Положение о зачетах и экзаменах. Регламент проведения экзаменов и зачетов Сколько должно быть пересдач в вузе

В публикации рассмотрены способы, позволяющие студентам получить возможность пересдать экзамен вне плана.
Студенты, читающие данную информацию, встречались с провалом на экзамене, вследствие чего возникла пересдача. В случае сильной запущенности в знаниях по теме экзамена или зачета, преподаватель может не желать слушать учащегося, который пытается получить внеплановую пересдачу. В данном случае студенту грозит отчисление из учебного заведения. Самым оптимальным решением в сложившейся ситуации является поиск вежливого, индивидуального подхода к экзаменатору. Существует несколько советов для таких ситуаций.

Не следует думать, что преподаватель должен идти навстречу учащемуся в случае пропуска положенного срока на сдачу экзамена или провала в знаниях на всех предыдущих пересдачах. Таких студентов очень часто отчисляют, преподаватели не всегда идут на компромисс в решении спорных вопросов. Лучше всего сдавать экзамены и зачеты в срок, чтобы не сталкиваться с пересдачами, которые не лучшим образом отражаются на нервной системе учащихся. Кроме того, тратится драгоценное время на уговоры экзаменаторов.

Каждый студент знает, что дата экзамена выбирается заранее при составлении плана сессии на семестр. В случае неудачного выступления на экзамене, у каждого учащегося есть гарантия пересдать предмет определенное количество раз. Число пересдач для каждого учебного заведения индивидуально.

К примеру, у студента имеется два раза на пересдачу, это количество устанавливается в соответствии с учебным планом. Если по каким-либо причинам учащийся не воспользовался данным числом пересдач, то в дальнейшем вопрос будет решаться строго для каждого студента отдельно.

Самое первое дело – посещение деканата с разъяснением причин отсутствия на пересдачах, далее будет решаться вопрос о внеплановой пересдаче с условием достаточных знаний для грамотного ответа на экзамене. Работники деканата обязательно перенаправят студента к преподавателю, у которого будет происходить пересдача. Учащемуся подскажут контакты экзаменатора, расписание, личный номер мобильного телефона.

Встречаются лояльные педагоги, с радостью помогающие студенту, готовые выслушать его вне намеченных планов. Но бывают и трудные ситуации, требующие терпения и выдержки. Некоторые экзаменаторы наотрез отказываются идти навстречу студенту и назначать день пересдачи. Говорят, что все нужно делать в свое время, в том числе и сдавать экзамены. Если рассудить все с точки зрения системы образования, то отказ правомерен, но не следует забывать о моральных нормах, которые советуют приходить к компромиссу. Студенту важно убедить экзаменатора в блестящих знаниях предмета, в том, что пересдача будет окончательной. Но, в то же время, не следует быть бестактным, наглым и настойчивым, ведь эти качества могут принять за обычную невоспитанность. Слишком скромным быть также не рекомендуется. Во всех делах важно стремиться к золотой середине.

Решение о последней пересдаче имеет огромное значение в жизни студента, в возможности получать дальнейшее образование, поэтому необходимо добиться положительного результата. Не редки ситуации предвзятого отношения преподавателя к учащемуся. От таких моментов никто не застрахован. У некоторого числа преподавателей существует следующее мнение: если студент не знает блестяще предмет, то он вообще не имеет права продолжать обучение в высшем учебном заведении.

Не пересдав несколько раз предмет, студент начинает понимать, что сдать на положительную отметку у данного преподавателя не является осуществимой целью. Выходов из такой неприятной ситуации несколько: отдав все время и силы, выучить предмет и все вопросы экзамена на самую высокую отметку, но даже это не дает гарантии положительного исхода, ведь существует целый ряд дополнительных вопросов, которые поставят в тупик отвечающего. Второй способ решить проблему – заявление с просьбой заменить преподавателя. Такие моменты довольно часто встречаются при процессе обучения, деканат незамедлительно реагирует, чтобы решить сложившуюся проблему.

В деканат обращаются как в устной, так и в письменной форме. Важно точно рассказать причины, по которым не удается найти компромисс с определенным педагогом. Далее решением вопроса занимается учебный совет. Студенту следует помнить, что знания сдаваемого предмета должны быть великолепными, ведь при замене педагога просто необходимо выступить достойно и ответить на все основные и дополнительные вопросы, иначе в деканате не будут повторно делать снисхождения для определенного учащегося. Тогда история может закончиться отчислением из учебного заведения.

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Как выясняется, не только от сессии до сессии живут студенты весело, но и во время оной, но вот вопрос – только ли веселая жизнь студентов - источник «завальной» сессии? Результат всегда один – расстроенные родители, мучающийся по поводу своей опрометчивости виновник содеянного, грозные предсказания деканата.

Если же все-таки это произошло, первый вопрос, которым следует задаться, – почему студент завалил экзамены? А ведь очень часто бывает так, что сессию не сдает вполне умный и способный студент, но вот что-то «не срослось». Может, дело в том, что выбран не тот ВУЗ, либо не та специальность. И проблема нежелания учиться кроется в этом – не всегда ребенок по своему желанию выбирает ВУЗ. Часто как раз такие студенты в будущем заваливают не одну сессию, заставляя каждый раз переживать родителей. Да и вряд ли у них возникнет желание закончить ВУЗ. Тогда и нет повода расстраиваться, а стоит взять себя в руки, обдумать ситуацию и понять, чего, действительно, желает горе-ученик.

А вот если ВУЗ – тот, да и специальность – по нраву, тогда дело другое - необходимо успеть спасти положение.

Есть несколько первостепенных вопросов:
- насколько «завалена» сессия, сколько осталось «хвостов»;
- специфика ВУЗа, то есть в каждом ВУЗе свои правила и система «репрессивных» мер;
- платное или бесплатное обучение;
- зимняя или летняя сессия (хотя близится все-таки зимняя сессия).

Первый вопрос: как-то общепринято, что 3 «хвоста» - это порог критический. Якобы именно это количество определяет крайнюю точку, которая может послужить поводом к отчислению. Но на деле получается совсем не так! Обращаемся ко второму вопросу.

Второй вопрос: как раз не в каждом ВУЗе эти 3 «хвоста» - определяющий фактор. ВУЗовским «новобранцам», уже с первого курса, в процессе общения со старшекурсниками, становится понятным, какие преподаватели представляют наибольшую опасность, сколько «хвостов» - допустимая норма для дальнейшего пребывания в ВУЗе. Многие студенты приходят к 5 курсу с таким количеством задолженностей, что диву даешься, как они собираются сдавать ГОСы, писать диплом, да и «хвосты» подчищать. Но ситуация все равно плачевная – не забывайте!

Третий вопрос: платное обучение обуславливает гораздо больше привилегий. «Студентам-платникам» дают больше времени на пересдачи. А как раз у «бесплатников» - выход в платном обучении. Именно таким образом можно остаться в ВУЗе – но не каждого такая перспектива устроит.

Четвертый вопрос: летняя сессия, как правило, ограничивает возможность пересдач, у преподавателей начинаются отпуска, да и настрой у всех – совсем нерабочий. Зимняя сессия – более благоприятный, в этом плане, период: сессия благополучно перетекает в рабочее время преподавателей, да и новогодние праздники, кажется, были совсем недавно, оставив приятные впечатления.

А теперь о путях преодоления препятствий, если все-таки «халява» не отреагировала на страстные полуночные призывы, «пятак» под пяткой забыл о своем прямом предназначении, зачетка не вняла ритуальным действам.

Самый честный и благородный путь: как правило, студенты, то ли утратив силы, то ли не желая продолжать бой, забывают, что все «хвосты» можно пересдать в кратчайшие сроки. В большинстве ВУЗов студентам разрешают пересдавать задолженности прямо во время сессии, при этом не стоит забывать, что вторая попытка, как правило, пересдачей не считается. Плюс еще и в том, что весьма свежи хоть какие-то познания, если подготовка к дисциплине все-таки имела место быть. Гораздо проще освежать память, нежели пополнять ее новой информацией.

Честный, но неблагородный путь (если сессия уже прошла): «околачиваться» у деканата и просить пересдач. Тут главное – терпение и, наверное, та самая «неблагородность» - наглость и настойчивость. Студентам стоит не забывать, что преподаватели – люди, требующие уважительного отношения, которое ученик может продемонстрировать только благодаря полноценному знанию предмета, пусть и со второго раза. Было бы желание у студента добиться этого знания. Ну и все-таки придется активно поддерживать все предложения и пожелания преподавателя.

Законный и недорогой путь: академический отпуск. В данном случае просто необходимо заиметь документ, что вы болели более одного месяца во время сессии. Но вот справка – дело непростое. Хотя родители, как правило, готовы оформить для любимого чада и такую справку. «Академка» - это и время для отдыха, и для осмысления дальнейших планов в учебе.

Дополнительные пути, требующие финансовых затрат. Во-первых, можно обратиться с просьбой продлить сессию – данная просьба должна быть адресована на имя декана или ректора, но и как в случае с оформлением академического отпуска, вы должны найти достойное объяснение причин «несдачи». Во-вторых, студент имеет право пойти на повторное обучение семестра, но, естественно, учиться отныне вы будете на платной основе. В-третьих, способ, упомянутый выше, - студенты-бюджетники могут остаться в ВУЗе, отправившись в деканат с просьбой перевестись на платное обучение.

А напоследок, да простят меня многоуважаемые преподаватели, на какие только хитрости и уловки не шли студенты, чтоб заполучить вожделенную троечку. Желаем каждому студенту найти подход к каждому преподавателю и свою вожделенную троечку, а может и более высокую оценку. Удачи!!!

Колчанова Ксения

Мне нравится

Студентов нельзя отчислять без предоставления возможности закрыть «хвосты»

Минобрнауки России направило в адрес всех вузов письмо, в котором говорится, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается (документ находится в распоряжении «Известий»). Кроме того, ведомство разъяснило, что отчисление обучающихся, которым не было предоставлено право пересдачи, незаконно. Так, если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, вуз обязан предоставить ему две попытки пересдачи в течение года. Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил, что будет следить за соблюдением вузами закона и выявлять случаи неправомерного отчисления.

Министерство разъясняет

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности)», - информирует вузы Минобрнауки.

Как говорится в письме, в министерство поступает большое количество жалоб от студентов, которых отчисляют за академическую задолженность без права на пересдачу. В связи с этим ведомство разъясняет, что такой порядок отчисления противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии. Ему должна быть «предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности».

«Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки», - разъясняет министерство.

Студенты жалуются

«Известия» нашли примеры вузов, где, по словам студентов, нарушается закон. Так, например, как пишет студент Российского университета дружбы народов (РУДН) на форуме вуза, пересдача одного предмета стоит 12 тыс. рублей. Однако на платную пересдачу отправляют только заядлых двоечников.

Платно сдают те, кто вообще не ходил или кто ничего не делал весь семестр по определенному предмету! Даже тем, кто плохо справлялся, дают шанс бесплатно пересдать, - говорит Дмитрий.

Как рассказала студентка Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), пересдать экзамен в вузе стоит 10 тыс. рублей. А в Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП) действует система платного повторного курса.

Есть практика того, что в начале года или в начале следующего семестра тем, у кого есть долги по экзаменам, предоставляются две недели для пересдач. Если студент не укладывается в данный срок, то ему предоставляется дополнительный курс лекций по предметам, которые он не может сдать, за отдельную плату (стоит 1 тыс. рублей за один предмет), для того чтобы он еще раз позанимался с преподавателем, обновил какие-то знания, задал вопросы, в которых он сам не может разобраться, и потом еще раз попробовал пересдать, - сказала студентка вуза.

Студентка Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова рассказала, что двоечников могут не допустить к пересдачам.

Если у тебя три двойки, то сразу отчисление, то есть в сессию, например, пять экзаменов, а студент провалил первые три, то до остальных он не допускается и до пересдач, соответственно, тоже, - говорит она. - А мою подругу в прошлом году отчислили из-за того, что ей не хватило попыток для сдачи. Это было на кафедре гистологии. По правилам коллоквиум - промежуточный контроль знаний - можно сдавать преподавателю три раза, если не сдал, идешь на комиссию, где тоже три попытки. Ее отправили на комиссию после двух попыток. Там она не смогла сдать, так как у них цель убрать как можно больше студентов и сдают там единицы. В итоге из-за одного промежуточного контроля по одному-единственному предмету ее отчислили.

Омбудсмен подтверждает

Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов рассказал, что в некоторых вузах неправомерный порядок отчисления даже прописан в уставах учреждений, в частности в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПБГЭУ), Дагестанском государственном университете (ДГУ), Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и пр. В основном нарушения связаны с тем, что студентов не допускают к сессии без получения зачетов или регламентируют число проваленных экзаменов, после которых происходит отчисление.

В Положении о текущем контроле успеваемости ДВФУ говорится, что «студенты, имеющие три и более академические задолженности, отчисляются из университета за академическую неуспеваемость. Студентам, имеющим академическую задолженность не более чем по двум дисциплинам, может предоставляться право ликвидировать академическую задолженность в течение дополнительной экзаменационной сессии».

- Жалобы от студентов, которых отчисляют за неудовлетворительные результаты по экзаменам без права пересдач, поступают постоянно, - говорит Хромов. - Есть ситуации, когда студенты не сдают один зачет и их до экзаменов вообще не допускают. Могут быть объективные или субъективные причины, по которым студент не сдал предмет, но лишать права доступа к экзаменам нельзя. Сдаст ли он потом - это другой вопрос, но такое право должно быть предоставлено, - говорит он.

Студенческий омбудсмен будет следить за соблюдением вузами закона - выявлять случаи неправомерного отчисления студентов и платы за пересдачу.

Есть также и жалобы от студентов о том, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения. Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов. Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, - сказал Хромов.

Вузы оправдываются

Представители университетов по-разному отреагировали на обвинения в нарушении закона - например, в ДГУ признали свою ошибку, а в челябинском вузе не считают, что действуют неправомерно.

Начальник учебно-методического управления ДГУ Азиза Гасангаджиева отметила, что после получения разъяснений от министерства университет пересмотрел свои внутренние документы.

В этом семестре после получения разъяснения мы уже не отчисляли. Ранее мы руководствовались своим уставом, который был утвержден Министерством образования, где было прописано, что при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию студент отчисляется. Сейчас документы уже пересмотрены, мы разрабатываем новое положение и устав, где будет учтено разъяснение министерства, - сказала она.

В пресс-службе ДВФУ пояснили, что в университете во время сессии студенты имеют неограниченное количество попыток сдать экзамен.

У нас в рамках сессии - например, летней, с 1 июня по 30 июня, - студент может сдавать один предмет неограниченное число раз. И если он закрывает его до конца сессии, то это не считается пересдачей. Пересдача - это если попытка переносится на следующий семестр. Если у студента больше трех долгов, то он отчисляется. Но в каждую ситуацию рассматривают в индивидуальном порядке. Если студент болел всё это время, то решением проректора ему могут разрешить сдавать долги постепенно. Но если он просто не появлялся на занятиях, то, скорее всего, отчислят, - сказали в пресс-службе вуза.

Директор ЧИ БГУЭП Тамара Макаренко подтвердила, что в институте распространена практика платных дополнительных курсов, однако она считает это законным.

Ответственно заявляю, что у нас платных пересдач нет, студенты просто путают: они имеют право заключить дополнительный договор на оказание платных образовательных услуг, где оговорено количество часов, в течение которых студент будет заниматься с преподавателем. Всего платят 1 тыс. рублей, в эту стоимость входит 4–6 часов лекционных занятий, потом практические занятия и консультации к экзамену. Почему это незаконно? Эти образовательные услуги уже выходят за рамками программы. К нам может прийти любой человек со стороны и заключить такой договор. Мы готовы к любой проверке, - уверена Макаренко.

Начальник правового управления СПбГЭУ Павел Смирнов отметил, что положение о текущем контроле успеваемости, на его взгляд, не содержит нарушения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако в связи с полученной информацией в университете будет проведена дополнительная проверка на соответствие положения закону.

Другие вузы, студенты которых жалуются на нарушения, не смогли оперативно предоставить комментарий.

По таким нарушениям нужно проводить проверки и принимать меры воздействия на ректоров с целью недопущения подобных случаев в других учреждениях, - говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Незаконные отчисления вряд ли происходят в негосударственном секторе, поскольку это их заработок, а в государственных вузах такая практика связана, скорее всего, с коррупционными проявлениями. Отчисление бюджетника под любым надуманным предлогом и перевод «своего» студента, который проплатил, - это один из элементов коррупции в вузах. Если студенту не дали право пересдать предмет или же если с него взяли за это деньги, то это повод обратиться в суд для защиты своих прав.

Какой студент считается неуспевающим?

Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?

Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?

Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.

Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?

При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям?

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.

Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?

Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.

Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?

Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену?

Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.



Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?

Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?

Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением какихлибо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен ?

Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.

Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?

По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);


после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?

Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?

Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?

В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.

В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;

экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.

(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.

Что предусматривается основной профессиональной образовательной программой?

Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.5.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.2.)

Что может повлиять на определение содержания подготовки специалиста?

Право студента в определении содержания своего образования может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающем ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве, согласованное с администрацией вуза.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Обязан ли студент посещать факультативные и элективные курсы?

Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.1.)

Что такое целевая форма обучения?

В соответствии с постановлением правительства РФ от

19 сентября 1995 г. № 942 « О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» целевая подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и, в первую очередь, тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Контингент студентов в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Какой вид контракта лежит в основе целевой подготовки?

Целевая подготовка специалистов реализуется на основе двух контрактов: между студентом и вузом, а также между студентом и работодателем. Формы типовых контрактов утверждены совместным постановлением Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Что оговаривается в контрактах о целевой подготовке?

В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, вуза и работодателя. Заключивший контракт студент, обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована, либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и вуза.

Вуз в соответствии с контрактом обязан обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности; на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществить подбор организаций для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента; в случае необходимости обеспечить корректировку основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта и изучение дополнительных дисциплин по согласованным предложениям студента и учебного заведения. Контракт обязывает высшее учебное заведение выплачивать студенту государственную стипендию. В нем оговариваются размеры и перечень дополнительных доплат к стипендии, пособий и льгот.

В обязанности работодателя входит оплата студенту (полностью или частично) проживания в общежитии, выплата надбавок к стипендии и заработной платы по фактически отработанному на рабочем месте времени в период прохождения производственной практики и стажировки студента. Работодатель обязан оплатить вузу затраты, связанные с реализацией дополнительной образовательной профессиональной программы, если такая потребуется.

(Постановление Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г.

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и вне аудиторных занятий.

При очнозаочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

При очно заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме

160 часов в год.

№ 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.16, п.2.3.)

Какова продолжительность каникул?

Для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.3.)

Может ли быть студент отчислен, если он не приходил на занятия в течение первого месяца обучения без уважительной причины?

С формулировкой «как не приступивший к учебе» студент может быть отчислен, если в течение 10 дней после начала семестра он не приступил к занятиям, не имея на то уважительных причин.


Какие меры могут быть применены к студенту, если он не посещает занятия?

С формулировкой «как фактически прекративший учебу» студент может быть отчислен в случае отсутствия его на занятиях в течение месяца без уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).