Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Кто полетел в космос в 1961. История космонавтики, первые полеты в космос

День 12 апреля 1961 г. начался знаменитым гагаринским «Поехали!». Этот день люди всей земли назвали Утром Космической эры. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней, этот подвиг вписан в историю золотыми буквами.

Человек издавна мечтал подняться в космос. Но только в XX веке эта мечта стала воплощаться в реальность.

В 1903 г. в одном из русских журналов появилась статья К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Учитель из Калуги впервые теоретически обосновал возможность межпланетных перелетов и предложил использовать для этого многоступенчатую ракету.

Идеи Циолковского в 20—30?х г. развивали Ю.В. Кондратюк, американский изобретатель Р. Годдард, немецкий профессор Г. Оберт.

В декабре 1930 г. в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством С.П. Королева и Ф.А. Цандера. Благодаря самоотверженной работе энтузиастов уже в 1933 г. взлетела первая советская жидкостная ракета. В том же году создается Реактивный НИИ.

Сергей Павлович Королев (1907-1966), ученик А.Н. Туполева, — выпускник факультета аэромеханики МВТУ им. Баумана (1930). Однако не авиация стала делом его жизни, а ракетная техника. Им созданы первый советский ракетный планер, первая советская крылатая ракета, ракетные ускорители для самолетов.

С 50-х годов и до самой своей смерти С.П. Королев возглавлял большой коллектив, решавший сверхважные государственные задачи, в том числе в рамках советской космической программы. Результаты не заставили себя ждать.

Первый полет человека в космос стал одним из самых ярких и запоминающихся событий минувшего столетия. Советский военный летчик, старший лейтенант Юрий Гагарин (1934-1968) на корабле «Восток» стартовал с космодрома Байконур и совершил первый в истории человечества космический полет вокруг Земли. Он пробыл в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю, приземлившись в Саратовской области. Когда-то в этих местах он учился летать, будучи курсантом местного аэроклуба.

Полету Ю.А. Гагарина предшествовала большая и напряженная работа по подготовке и осуществлению запусков первого спутника, первого живого существа и, наконец, комического корабля в автоматическом режиме с манекеном человека на борту (на Байконуре его в шутку назвали Иваном Ивановичем) с возвратом спускаемого аппарата на Землю.

Все было внове, никто не мог с уверенностью сказать заранее, как поведет себя организм человека в условиях космического полета. Гагарину предстояло дать ответ на простейшие вопросы, например, можно ли принимать пищу в невесомости. Не было уверенности, выдержит ли его психика.

Не обошлось, конечно, без домыслов и нелепых слухов. В одних утверждалось, что до полета Юрия Гагарина несколько человек погибли в аварийных запусках. В других — что в космосе уже побывали люди. Писали и рассказывали об этом авторы, не имеющие никакого отношения к этим работам и даже не представлявшие, как это происходит. Ведь сам запуск и подготовка к нему, включая посадку космонавта в корабль, производятся с участием сотен людей. Поэтому что-то скрыть или фальсифицировать просто невозможно.

За несколько дней до прибытия корабля-спутника «Восток-1» на Байконур приехали кандидаты в космонавты. Это были шесть офицеров небольшого роста в авиационной форме: Быковский, Гагарин, Нелюбов, Николаев, Попович, Титов. Главный конструктор С.П. Королев знакомил их с технической позицией, с оборудованием, с технологией испытаний и, конечно, с испытателями.

Конечно, не все проходило гладко перед стартом Гагарина. Произошла, например, такая досадная неприятность. После закрытия люка № 1, через который происходит посадка космонавта, когда уже не оставалось времени ни на какие лишние операции, поступило сообщение, что не сработал один из трех механических контактов, свидетельствующих о нормальном закрытии люка. Люк быстро вскрыли и нашли причину. Оказалось, что кронштейн с этим злополучным контактом был случайно отогнут локтем космонавта при посадке в корабль. Неисправность была устранена, и последовал старт.

И вот по всему миру разнеслось сообщение ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик-космонавт, майор Юрий Алексеевич Гагарин».

Сто восемь минут, которые понадобились для того, чтобы обогнуть нашу планету, были первыми минутами космической эры, и потому они так потрясли и взволновали мир.

«Космический корабль „Восток“ запускает майор Гагарин в историю», «Самое грандиозное достижение человека», «Мы должны снять шапки перед русскими»... Под такими заголовками мировая пресса сообщала о нашем достижении.
Простой русский парень из Гжатска после своего триумфального полета объехал весь мир, и везде люди приветствовали его с необычайным энтузиазмом.

К сожалению, ему выпала недолгая жизнь. В 1968 г. в тренировочном полете самолет, пилотируемый Гагариным и Серегиным, разбился во Владимирской области.

Из хроники предполетных лет:

Май 1957 г. — запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.
Октябрь 1957 г. — запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
Сентябрь 1959 г. — первое в мире достижение Луны.
Октябрь 1959 г. — первое в мире фотографирование обратной стороны Луны.
Февраль 1961 г. — автоматическая станция «Венера-1» проложила первую межпланетную трассу к планетам Солнечной системы.
12 апреля 1961 г. — первый полет человека в космос.

Страна была впереди планеты всей...

http://publicevents.ru

Фотографии Александра Бичурова

Как все это начиналось? Полет Гагарина в космос, который был первым в истории человечества? А произошло все это 12 апреля 1961 года. Ю.Гагарин, гражданин Советского Союза, имевший звание старшего лейтенанта, на корабле «Восток» первым из людей совершил космический полет по орбите вокруг Земли. Тем самым открыл эру космических полетов на пилотируемых кораблях.

Весь полет Гагарина в космос продлился 108 минут, но, несмотря на это, явился мощным толчком в продолжение исследования космоса. Ю.А.Гагарин, как первый космонавт, получил досрочно звание майора авиации и удостоился звания Героя Советского Союза.

Выбор кандидата в космонавты и подготовка.

Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты - это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию.

Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления.

Кроме того, отбор кандидатов производился с учетом положительных характеристик, членство в партии, а также учитывались политическая активность и социальное происхождение. Причем лётные качества непосредственно при отборе не играли существенной роли.

В первом отряде подготовки космонавтов оказалось два лидера, это были - Юрий Гагарин, а также — Герман Титов.

Из этого количества, двадцати человек отобрали шестерых, это было вызвано тем, что Королёв торопился, потому, что была информация, что где-то в конце апреля 1961 года американцы хотят отправить в космос своего человека. Поэтому старт СССР планировал 11 — 17 апреля в 1961 году. Первого космонавта, определили в последний момент, это сделали на заседании ГК, это были Ю.Гагарин, а его товарищ, Герман Титов, стал дублером.

И вот, 3 апреля 1961 года собравшийся Президиум ЦК окончательно принял решение по полету человека в космос.

А уже через пять дней, 8 апреля 1961 состоялось очередное заседание Государственной комиссии, на котором решался вопрос запуска космического корабля «Восток». Эта комиссия утвердила задание человеку на первый космический полёт, которое подписал С. П. Королёвым, а также Н. П. Каманиным. Вот текст —

«Выполнить полёт одновитковый вокруг Земли на высоте около 180-230 километров, а также продолжительностью примерно полтора часа с приземлением в заданном районе. Определена также цель полёта, она заключалась вот в чем, необходимо было проверить следующее: возможность пребывания в космосе человека на специальном, оборудованном корабле, оборудование корабля в полёте, связь корабля с Землёй, а также убедиться в необходимой надёжности приземления корабля с космонавтом».

После окончания открытой части заседания, оставшись в узком составе, комиссия, которая утвердила предложение Каманина о допуске до полёта Юрия Гагарина, то есть полет Гагарин в космос должен был совершить первым, а его друга — Титова утвердить на этот полет запасным космонавтом.

Первый космический полёт человека, полет Гагарина в космос

Участие СССР в гонке по освоению космоса приводит к тому, что в работах по созданию корабля Восток выбрали ряд не лучших, а простые и быстро осуществимые решения.

Космический корабль «Восток» осуществил старт 12 апреля 1961 года в 09:07 по Москве с космодрома Байконур, находившегося в Казахстане, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; Ю.Гагарин имел позывной «Кедр». Дана была команда «на старт», тогда Гагарин произнёс давно ставшую знаменитой его фразу: «Поехали!».

В полете Гагарин в космосе, на орбите проводил простейшие эксперименты: т.е. он ел, пил, делал записки карандашом. «Положив» рядом карандаш с собой, то он случайно обнаружил, что тот начал моментально уплывать. Гагарин из этого сделал вывод: карандаши и другие, прочие предметы, которые находятся в космосе необходимо подстраховывать, т.е. привязывать. Свои ощущения, а также наблюдения он записал на магнитофон.

По завершению полёта Гагарина в космос, тормозная двигательная установка, известного конструктора Исаева отработала успешно, но с небольшим недобором импульса, поэтому автоматика выдала сигнал на запрет штатного разделение отсеков.

При спуске, на высоте около 7 км, точно в соответствии с заданным планом полёта Ю.Гагарин катапультировался, после этого капсула, а также космонавт стали опускаться на парашютах раздельно. Вот здесь возникла проблема, как ни странно ей оказалось место посадки. Ю.Гагарин опускался на парашюте в зимнюю речную воду Волги. Но в этот раз, Юрию Гагарину помогла прекрасная предполётная подготовка - он, управляя стропами, смог увести парашют от речной воды, и приземлился на расстоянии около 1,5-2 километрах от речного берега.

Возвращение на Землю

Совершив один виток вокруг Земли, Ю.Гагарин в 10:55:34 на 108 минуте на своем корабле завершил полёт.

Его первыми встретили на земле, после полёта, люди, которыми оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и их шестилетняя внучка Рита. Через небольшое время к месту приземления прибыли военные и местные колхозники. Группа военных, одна из них взяла под охрану спускаемый аппарат, а вторая группа повезла Гагарина в район расположение части. Отсюда Ю.Гагарин отрапортовал по телефону командиру дивизии ПВО следующее: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В это время с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт типа Ми-4, экипажу которого необходимо было найти и забрать Гагарина. Этот экипаж — экипаж Ми-4 сразу обнаружил спускаемый аппарат, а вот Гагарина рядом с ним не было; пояснили ситуацию местные жители, они рассказали о том, что Ю.Гагарин отбыл на грузовике в город Энгельс.

Тогда Ми-4 взлетел и взял курс на город Энгельс. С борта вертолета на дороге, неподалеку от КПП они заметили автомашину, в которой Гагарин после доклада уже и направлялся к своему спускаемому аппарату. Здесь Ю.Гагарин вышел из машины, замахал руками, вертолетчики подобрали его, и полетели на аэродром Энгельса, передав радиограмму следующего содержания: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина с нетерпением уже ждали, к трапу вертолёта подтянулось всё руководство базы. Гагарину вручили телеграмму Советского правительства с поздравлением. На автомобиле марки «Победа» Гагарина отвезли на командно-диспетчерский пункт, и затем уже штаб базы, чтобы связаться с Москвой.

Примерно часа через три после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетают Королёв и ещё несколько представителей из Госкомиссии. Около 9 часов вечера накрывают стол и празднуют удачный полёт и возвращение Гагарина из космоса.

Учитывая обеспечение секретности первого полёта человека в космос, а также факт запуска и полета Гагарина в космос заранее не освещались. Широко известные кадры с Гагариным, были отсняты не в день запуска в космос, а уже позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

События после космического полета Ю.А.Гагарина

Успешное проведение намеченных исследований и выполнение программы полета 12 апреля 1961 года ровно в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил безаварийную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Этот полет Гагарина в космос открыл грандиозные перспективы в покорение космоса человечеством.

Это было сообщение ТАСС, которое было подготовлено заранее…

Встреча Ю.Гагарина в Москве

Изначально никто не планировал такой грандиозной встречи Гагарина в Москве. Это всё решилось в последний момент, и решил это Никита Сергеевич Хрущёв. Он позвонил в Кремль и настойчиво потребовал, достойной встречи Гагарину-первому космонавту.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, на подлёте к Москве самолёт сопровождал почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем пролетели над центром Москвы, затем над Красной площадью, и произвёли посадку в аэропорту Внуково, там Ю.Гагарина ожидал грандиозный приём: масса ликующих людей, журналисты и операторы, а также руководство страны.

Потом была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Вокруг слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек сумел, прорвался через оцепление и лично вручил Гагарину букет. На Красной площади состоялся митинг, на нём Никита Хрущёв объявил о присвоении Ю.Гагарину званий Герой Советского Союза, а также «Лётчик-космонавт СССР».

Зарубежные визиты

Первой из зарубежной поездки для Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на рейсовом самолете Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса, когда узнали Юрия Алексеевича Гагарина, то бросились за автографами.

В Финляндии Ю.Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В 1961 году в июле Гагарин прибыл в Великобританию, его пригласил профсоюз литейщиков Англии.

А в 1961 году Гагарин успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, а также Польшу (21-22 июля), Кубу, Бразилию с небольшой остановкой на острове Кюрасао, посетил в этом же году Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан.

В общем Ю.А.Гагарин побывал практически во всех странах мира, где его встречали радостно и доброжелательно.

Так началась эра, эпоха освоения ближнего космоса человечеством!

День 12 апреля навсегда вписан в историю человечества, как День космонавтики!

Наверняка на всем постсоветском пространстве сегодня нет такого человека, который не знает, кто такой Юрий Гагарин. Первый полет в космос, совершенный человеком в 1961 году, стал знаменательным событием не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Но как же все это происходило - подготовка, процесс полета, и что было после того, как человек наконец-таки впервые смог попасть в космос? И конечно же, немного о том, каким человеком был сам Юрий Гагарин.

Короткая биография

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), находящейся неподалеку от города Гжатск, который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами, трудившимися на благо страны, а отец к тому же слыл хорошим мастером плотницкого дела. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.

В 1945 г. Гагарины переселились в Гжатск, где Юрий, начиная с 1949 г., учебу в школе совмещал с занятиями в ремесленном училище. В 1951 г. Гагарин поступил в индустриальный техникум, а в 1954 г. отправился в аэроклуб, в котором впервые совершил самостоятельный полет на самолете.

В 1955 г. началась служба Юрия Гагарина в армии, где ему довелось попасть в военно-авиационное училище. Затем он служил в истребительном авиационном полку, где к 1959 г. налетал 265 часов и получил звание старшего лейтенанта. Женился Гагарин в 1957 г. и в браке вырастил двух дочерей.

Подготовка

До того как был совершен первый полет Гагарина в космос, Юрию пришлось записаться в список претендентов в космонавты. Впоследствии ему довелось пройти несколько медкомиссий, прежде чем его признали годным для космических полетов и зачислили в группу кандидатов. В марте 1960 г. Гагарин вместе с семьей выехал на новое место жительства в Москву, где началась его интенсивная подготовка к космическим полетам. Это была не только физическая подготовка, ему также пришлось изучать множество наук из самых различных областей.

Параллельно обучению космонавтов готовился и корабль-спутник «Восток-1», спроектированный Сергеем Королёвым, основоположником практической космонавтики. На нем спустя год Гагарин совершил полет в космос. Юрий увидел его уже летом 1960 г., тогда будущим космонавтам продемонстрировали летательный аппарат. На то время это было довольно сложное устройство, ведь помимо того что корабль должен был совершить полет в космос, его задачей также являлось обеспечить пилоту необходимые условия как в процессе полета, так и по его завершении.

Космический корабль-спутник «Восток-1»

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоит из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому для этого предусмотрена специальная тепловая защита, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что полет Гагарина в космос был подготовлен основательно.

Подбор кандидатуры

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек - они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Космические полеты - штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.

Помимо этого, требовалось, чтобы кандидат в первые космонавты был коммунистом, а Гагарин как раз недавно вступил в КПСС. Сергей Королёв очень спешил отправить в космос первого человека, ведь ходили слухи, что американцы намерены сделать то же самое уже 20 апреля 1961 г. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято на заседании ГК уже практически в последний момент. Итак, полет Юрия Гагарина в космос назначили на 12 апреля, а Герман Титов должен был стать его дублером.

Полет

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Возвращение на Землю

В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.

Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные - они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи. Вертолет, разыскивавший Гагарина, подобрал его по дороге в город Энгельс и доставил на базу, где ему вручили телеграмму с поздравлением от Советского правительства.

Почести

Изначально не планировалось грандиозных торжеств по случаю прибытия Гагарина в Москву, однако в последний момент планы изменились, и первого космонавта встречали весьма достойно. В столицу Юрий прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей. Покружив над центром города, над Красной площадью, самолет доставил Гагарина в аэропорт Внуково, где его ожидало множество ликующих людей, журналисты и руководство страны. Затем Юрия провезли по улицам Москвы в открытом ЗИЛ-111В, а люди поздравляли его и дарили цветы. На Красной площади было объявлено о присвоении Гагарину званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В дальнейшем он совершил много поездок за границу, и везде его принимали с большой радостью и уважением.

Гагарин в истории

Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля стало Днем космонавтики, и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.

Как говорил Юрий Гагарин, первый полет в космос - это не только его личная ответственность, это ответственность перед всеми людьми мира. Впрочем, много добрых слов было сказано этим замечательным человеком. Рассказывая о своих впечатлениях об увиденном во время полета, он призывал хранить нашу планету и приумножать ее красоту.

История пилотируемых космических полетов

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

Первый групповой полет двух кораблей - "Востока-3"(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и "Востока-4"(космонавт Павел Романович Попович) - состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль "Восход". В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль "Союз-17"), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

За всю историю отечественного освоения космоса случились только две катастрофы, приведшие к гибели космонавтов, пишет "Время новостей" . 24 апреля 1967 года при посадке разбился первый спускаемый космический аппарат из серии "Союз" – отказала парашютная система. Погиб пилот "Союза-1" Владимир Комаров. Кстати, его дублером числился Юрий Гагарин.

Вторая катастрофа случилась через четыре года: 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии. После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт NASA Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.

12 апреля в России отмечается День Космонавтики в честь первого пилотируемого полета в космос, который состоялся в 1961 году.

Гражданин Советского Союза, летчик Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» был первым человеком, который побывал на околоземной орбите. Этот полет был победой в гонке научных достижений с США и ознаменовал собой наступление эпохи исследования космоса.

В этот день предлагаем вашему вниманию письмо Юрия Гагарина своей семье, которое он написал перед своим полетом в космос и его доклад руководству СССР 14 апреля 1961 года.

Юрий Алексеевич Гагарин родился в 1934 году в крестьянской семье. Окончил летное училище и стал летчиком. Через несколько лет, в 1961 году, он совершил первый в мире пилотируемый полет в космос. После этого полета, навсегда сделавшего Гагарина человеком номер один в космосе, он вернулся к летной практике - полетам на реактивных самолетах. Трагически погиб в 1968 году в районе деревни Новоселово Владимирской области. Похоронен у Кремлевской стены.

Первый полет человека в космос стал событием первостепенной значимости не только для нашей страны, но и для всего мира. Фактически этот полет означал выход человечества за пределы своей планеты и начало освоения пространства Вселенной. Нельзя умолчать и о том факте, что он состоялся в разгар мирного соревнования между СССР и США. Эти две сверхдержавы шли вровень во многих научных разработках, в том числе и в космических. И безусловно, следили друг за другом и старались опередить друг друга. Американские ученые тоже готовили пилотируемый полет. По данным советской разведки, они собирались осуществить запуск своего корабля в двадцатых числах апреля 1961 года. Поэтому было так важно, чтобы полет Гагарина состоялся именно 12 апреля этого же года. Еще не все технические узлы были доработаны до совершенства, и степень риска была значительной. И космонавт, конечно, знал об этом. Удивительная самоотверженность Гагарина, готовность к гибели во имя высших ценностей будут удивлять и восхищать во все времена. И эта самоотверженность не показная. Приведем частное письмо Юрия Гагарина, которое он написал жене и дочерям на случай своей гибели в полете. (Оно было вручено Валентине Гагариной лишь в 1968 году.)

Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос!

Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время уже будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается.

Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.

Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая.

Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра.

10.04.61 г. Гагарин»

Доклад космонавта Ю. А. Гагарина руководству СССР на аэродроме «Внуково» 14 апреля 1961 года

Товарищ первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, председатель Совета министров СССР!

Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и советского правительства выполнено. Первый в истории человечества полет на советском космическом корабле «Восток» 12 апреля успешно совершен.

Все приборы и оборудование корабля работали четко и безупречно. Чувствую себя отлично. Готов выполнить любое новое задание нашей партии и правительства.

Майор Гагарин.

В тот год рекордное число молодых родителей по всей стране назвали новорожденных сыновей Юрами. А сам Юрий Гагарин получил звание Героя Советского Союза. Далее были поездки по всему миру, встречи с руководителями разных стран, общественная работа. Разумеется, спустя время череда торжеств и празднований закончилась. Отучившись в академии, Гагарин вернулся к работе. Он участвовал в отечественной «лунной программе» и даже был членом экипажа одного из готовившихся к запуску лунных кораблей. Гагарин вернулся и к основной своей профессии - профессии летчика-истребителя. Один из вылетов Гагарина закончился трагически: 27 марта 1968 года пилотируемый им реактивный самолет МиГ-15 разбился в районе деревни Новоселово Владимирской области.