Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Кто победил суки или воры. «Сучья война

Есть поговорка, что в СССР половина страны сидела, половина охраняла. Поэтому войны воров старой и новой формации, «сучьи войны», не были частным делом уголовников, в них оказалась втянута большая часть населения.

Что такое воровской ход

"Воры в законе", "законники" были верхушкой преступного мира Советского Союза. Формирование этого сообщества шло с конца 20-х годов ХХ века, но некоторые исследователи возводят генеалогию воров от русских офеней .

"Воровской ход" предполагал особый уклад жизни. Воры были особой кастой со своими законами. Настоящий вор не мог иметь семьи, ни при каких условиях не мог сотрудничать с властью, не мог иметь частной собственности и предметов роскоши. Всё, что добыто - шло в "общак", присмотр за которым и был главной обязанностью "воров в законе". Отношение к деньгам у них должно было быть легким. Принцип, сформулированный героем комедии "Джентльмены удачи" "Украл - выпил - в тюрьму" вполне себе соответствовал реальности.

Для воров зона всегда была вторым домом, а с учетом того, что по воровским понятиям ворам не было принято иметь дома, то первым. В зоне ворам нельзя было сотрудничать с властью, они не могли работать. Даже ударить в рельс по просьбе "вертухая" считалось признаком того, что вор "ссучился". Проступок провинившегося разбирали на сходке-правилке, наказывали, а в некоторых случаях могли и убить. Воры были настоящими королями "подземного мира". Даже несмотря на то, что им воспрещалось сотрудничать с властью, они держали на контроле все процессы на зоне. До поры до времени.

Нужные воры

Нужно сказать о том, что воровская система была даже нужна советской власти. Это была удобная форма самоорганизации лагерной жизни. Воры не работали, но при этом имели достаточно власти и влияния, чтобы держать жизнь в зоне "под каблуком".
Общее между ворами и властью было и то, что воровская община изначально формировалась по типу партийной ячейки. "Делегатов" и "секретаря" выбирали голосованием на сходках, для "новичков" нужны были две рекомендации от других воров.
Советская власть, пока это было ей выгодно, относилась к ворам даже с сочувствием. Что не удивительно - многие революционеры, первые члены партии, сами прошли через тюрьмы.

Ситуация начала меняться в предвоенные годы, когда принципиальное неучастие воров в лагерных работах снижало нормы выработки. Положение воров стало шатким.

Ломка понятий

Событием, кардинально изменившим воровской мир, стала Великая Отечественная война. Рецидивистов на фронт не брали, но осужденные по нетяжким статьям могли попробовать "искупить кровью". В 1942 - 1943 годах специальными постановлениями Государственного Комитета Обороны на фронт направились более 157 тысяч бывших заключённых. Всего за годы войны ГУЛАГ передал на фронт почти миллион человек, 975 тысяч.

После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, "ссучившимися". В военные годы снабжение тюрем, и так весьма скудное, было урезано в разы. Логично, что "суки" возвращались в лагеря, где воры, не отступившие от "воровского хода" были на них весьма обозлены. Устои, сложившиеся ещё с конца 20-х годов, разрушались, наступала долгая эпоха так называемым "сучьих войн".

Вернувшиеся с фронта блатари, среди которых было немало уважаемых воров, поначалу рассчитывали на мир и понимание со стороны "законников", но воры не стали принимать "вояк" обратно. Поняв, что закон уже не изменить, "суки" поняли, что нужно принимать свой закон. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт он и был объявлен. Тогда и началась настоящая полномасштабная "сучья война", ножи и оружие собиралось по всей Колыме.

Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд - целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился "сукой". Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и "трюмили" - избивали и давили металлическими дверями.

В ходе "сучьих войн" было сформировано также и третье воровское сообщество - "беспредельщины". Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к "сукам". Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.

Кто с ножом к нам...

Раскол среди воров продолжался. Появились так называемые "польские воры", которые добровольно сошли с "воровского хода", ворами старого формата они также воспринимались как "ссученные". Особняком стояли те, кто отошел от "старого закона", но не примкнул к "польским ворам". Эти блатные создавали в тюрьмах и на зоне свои кланы. Однако они были малочисленны, слабы и власти имели мало. К ним относились "анархисты", "ломом подпоясанные", "красные шапочки", "чугунки".

Нужно понимать, что "сучьи войны" не были локальным явлением, ограниченным тюремными и лагерными стенами. Противостояние это, длившееся с конца сороковых до середины 50-х годов, затронуло весь Союз. Особенно ярко оно проявлялось в восточных и северных областях. Геолог Сергей Потапов, в 1954 году проезжавший на вахту через Якутск, вспоминал: "Помню, как народ на вокзале вдруг резко притих. В воздухе повисло какое-то тревожное ожидание. Потом я увидел, как по перрону идет толпа. Люди рядом стали перешептываться: "Воры". Люди шли вдоль полотна, выбирали кого-нибудь из толпы, поднимали голову, смотрели. Видно, кого-то искали. Уже потом я узнал, что здесь во всю идет война старых и новых воров".

В "сучьих войнах" не было победителей, однако со старым "воровским ходом" власти, можно сказать, успешно покончили. К концу пятидесятых в СССР от старых воров 30-х осталось лишь 3%. Способствовало этому и открытие специальных тюрем ("Белый лебедь"), где ворам пришлось работать.

В 1980 году в этой тюрьме было создано ЕПКТ (единое помещение камерного типа), заслужившая себе недобрую славу среди воров всех мастей. В ЕПКТ отправляли рецидивистов со всей страны (около 4, 5 тысяч), здесь "раскороновали" 130 воров в законе. Для того, чтобы масштабное истребление воров прекратилось, им пришлось принимать новые законы.

Пугающе точный аналог сучьей войны 1946-1956 гг.?

Жаль, эту важнейшую тему не проходят на уроках истории в школе!
Попробую хотя бы отчасти восполнить этот пробел…

Начнём с википедии.


Сучья война — жестокая борьба двух групп заключённых, осуждённых за уголовные преступления, происходившая в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) СССР в 1946—1956 гг. В конфликте участвовали с одной стороны так называемые «суки» — осуждённые за уголовные преступления, терпимо относившиеся к администрации исправительного учреждения (как правило, участники Великой Отечественной войны) и пожелавшие «стать на путь исправления», а с другой стороны — «воры в законе», исповедовавшие старые правила, которые отрицали любое сотрудничество с органами власти…
«Воровской закон» запрещал ворам работать где-либо и малейшим образом сотрудничать с властями, включая и службу в армии. Воры, не участвовавшие в войне, считали, что бывшие на фронте воры, пойдя на сотрудничество с властью, предали блатные идеи…
С молчаливого одобрения начальства, попавшегося на идею «нового воровского закона», выдвинутую «суками» , в исправительных учреждениях началась «междоусобная война»…
«Суки» быстро поняли важность массированного давления и стали активно вербовать в свои ряды «законных» воров. «Уговоры» осуществлялись либо путём жестокого избиения одного вора несколькими суками («трюмиловка»), либо просто угрозой смерти, либо уловками, в которых могли участвовать и сотрудники исправительно-трудовых учреждений.
Если вор по собственной воле соглашался принять новый закон, он целовал нож и навсегда становился «ссученным»…

Это самые общие сведения.

Впечатляющие подробности сообщает Варлаам Шаламов:

…На пароходах и поездах в Магадан и в Усть-Цильму стали прибывать осужденные после войны воры. «Военщина» - такое они получили название впоследствии.... Среди блатарей-«вояк» были и награжденные орденами… Среди «военщины» было много крупных «урок», выдающихся деятелей этого подземного мира. Сейчас они возвращались после нескольких лет войны-свободы в привычные места...

Главари «военщины» хотели встретиться со старыми товарищами, которых только случай, как они считали, уберег от участия в войне, с товарищами, которые все это военное время просидели в тюрьмах и лагерях. Главари «военщины» рисовали себе картины радостных встреч со старыми товарищами, сцен безудержного бахвальства «гостей» и «хозяев» и, наконец, помощи в решении тех серьезнейших вопросов, которые жизнь поставила перед уголовщиной.

Их надеждам не суждено было сбыться...

Ты был на войне? Ты взял в руки винтовку? Значит, ты - сука, самая настоящая сука и подлежишь наказанию по «закону». К тому же ты - трус! У тебя не хватило силы воли отказаться от маршевой роты - «взять срок» или даже умереть, но не брать винтовку!

Вот как отвечали приезжим «философы» и «идеологи» блатного мира. Чистота блатных убеждений, говорили они, дороже всего. И ничего менять не надо. Вор, если он «человек», а не «сявка», должен уметь прожить при любом Указе - на то он и вор.

Напрасно «вояки» ссылались на прошлые заслуги и требовали допустить их к «судам чести», как равноправных и авторитетных судей. Старые уркаганы, перенесшие и восьмушку хлеба во время войны в тюремной камере, и кое-что другое, были непреклонны.

Но ведь среди вернувшихся было много важных персон уголовного мира. Там было достаточно и «философов», и «идеологов», и «вождей». Вытесненные из родной среды столь бесцеремонно и решительно, они не могли примириться с тем положением париев, на которое обрекали их правоверные «урки». Напрасно указывали предводители «военщины», что случайность, особенность их положения в тот момент, когда им было сделано предложение пойти на фронт, исключала отрицательный ответ. Конечно, никаких патриотических настроений у уголовщины никогда не существовало. Армия, фронт - были предлогом выйти на волю, а там что бог даст. На какой-то момент интересы государства и личные интересы слились - и именно за это они и держали сейчас ответ перед своими бывшими товарищами. К тому же война отвечала как-то таким чувствам блатаря, как любовь к опасности, к риску. О перековке, об отколе от преступного мира они и не думали - ни раньше, ни теперь. Ущемленные самолюбия авторитетов, переставших быть авторитетами, сознание напрасности своего шага, который объявлен изменой товарищам, память о трудных дорогах войны - все это обостряло отношения, накаляло подземную атмосферу до крайности...

Крупные блатари, «вожди военщины», были озадачены, но не смущены. Что ж, если старый «закон» их не принимает, они объявят новый. И новый воровской закон был объявлен - в 1948 году на пересылке в бухте Ванино...

Первые шаги этого нового закона связаны с полулегендарным именем блатаря по кличке Король, человека, о котором много лет спустя знавшие его и ненавидевшие воры «в законе» говорили с уважением: «Ну, как-никак, душок у него был...»

Дух, душок - это своеобразное воровское понятие. Это и смелость, и напористость, и крикливость, и своеобразная удаль, и стойкость наряду с некоторой истеричностью, театральностью.

Новый Моисей обладал этими качествами в полной мере...


По новому закону блатным разрешалось работать в лагере и тюрьме старостами, нарядчиками, десятниками, бригадирами, занимать еще целый ряд многочисленных лагерных должностей.

Король договорился с начальником пересылки о страшном: он обещал навести полный порядок на пересылке, обещав своими силами справиться с «законными» ворами. Если в крайнем случае прольется кровь - он просит не обращать большого внимания.

Король напомнил о своих военных заслугах (он был награжден орденом на войне) и дал понять, что начальство стоит перед минутой, когда правильное решение может привести к исчезновению уголовного мира, преступности в нашем обществе. Он, Король, берет на себя выполнение этой трудной задачи и просит ему не мешать.

Думается, что начальник ванинской пересылки немедленно поставил в известность самое высокое начальство и получил одобрение операции Короля. В лагерях ничего не случается по произволу местного начальства. К тому же, по правилам, все шпионят друг за другом.

Король обещает исправиться! Новый воровской закон! Чего же лучше? Это - то, о чем мечтал Макаренко, исполнение самых заветных желаний теоретиков. Наконец-то блатные «перековались»!..

Король получил согласие на свой «опыт». В один из коротких северных дней все население пересылки Ванино было выстроено на линейке строем по два.

Новая лагерная обслуга не стала терять даром времени. Король ходил вдоль рядов заключенных, пристально вглядываясь в каждого, и бросал:

Выходи! Ты! Ты! И ты! - Палец Короля двигался, часто останавливаясь, и всегда безошибочно. Воровская жизнь приучила его к наблюдательности. Если Король сомневался - проверить было очень легко, и все - и блатари, и сам Король - отлично это знали.

Раздевайся! Снимай рубаху!

Татуировка - наколка, опознавательный знак ордена - сыграла свою губительную роль. Татуировка - ошибка молодости уркаганов. Вечные рисунки облегчают работу уголовному розыску. Но их смертное значение открылось только сейчас.

Началась расправа. Ногами, дубинками, кастетами, камнями банда Короля «на законном основании» крошила адептов старого воровского закона.

Примете нашу веру? - кричал торжествующе Король. Вот он проверит теперь крепость духа самых упорных «ортодоксов», обвинявших его самого в слабости. - Примете нашу веру?

Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд, театральное действо. Блатной мир любит театральность в жизни, и знай Н. Н. Евреинов или Пиранделло это обстоятельство - они не преминули бы обогатить аргументами свои сценические теории.

Новый обряд ничуть не уступал известному посвящению в рыцари. Не исключено, что романы Вальтера Скотта подсказали эту торжественную и мрачную процедуру.

Целуй нож!

К губам избиваемого блатаря подносилось лезвие ножа.

Целуй нож!

Если «законный» вор соглашался и прикладывал губы к железу - он считался принятым в новую веру и навсегда терял всякие права в воровском мире, становясь «сукой» навеки.

Эта мысль Короля была поистине королевской мыслью. Не только потому, что посвящение в блатные рыцари обещало многочисленные резервы армии «сук» - вряд ли, вводя этот ножевой обряд, Король думал о завтрашнем и послезавтрашнем дне. Но о другом он подумал наверняка! Он поставит всех своих старых довоенных друзей в те же самые условия - жизнь или смерть! - в которых он, Король, струсил, по мнению воровских «ортодоксов». Пусть теперь они сами покажут себя! Условия - те же.

Всех, кто отказывался целовать нож, убивали. Каждую ночь к запертым снаружи дверям пересыльных бараков подтаскивали новые трупы. Эти люди не были просто убиты. Этого было слишком мало Королю. На всех трупах «расписывались» ножами все их бывшие товарищи, поцеловавшие нож. Блатарей не убивали просто. Перед смертью их «трюмили», то есть топтали ногами, били, всячески уродовали... И только потом - убивали. Когда через год или два пришел этап с Воркуты и несколько видных воркутинских «сук» (там разыгралась та же история) сошли с парохода - выяснилось, что воркутинцы не одобряют излишней жестокости колымчан. «У нас просто убивают, а «трюмить»? Зачем это?» Стало быть, воркутинские дела несколько отличались от дел королевской банды…

Король убедил начальство в необходимости «гастрольной» поездки по пересылкам Дальнего Востока. Вместе с семью своими подручными он объехал пересылки до Иркутска - оставляя в тюрьмах десятки трупов и сотни новообращенных «сук».

«Суки» вечно не могли жить в бухте Ванино. Ванино - транзитка, пересылка. «Суки» двинулись за море - на золотые прииски. Война была перенесена в большое пространство. Воры убивали «сук», «суки» - воров. Цифра «архива № 3» (умершие) подскочила вверх, чуть не достигая рекордных высот пресловутого 1938 года, когда «троцкистов» расстреливали целыми бригадами.
Начальство бросилось к телефонам, вызывая Москву.

Выяснилось, что в заманчивой формуле «новый воровской закон» главное значение имеет слово «воровской», и ни о каких «перековках» не идет и речи. Начальство было еще раз одурачено - жестоким и умным Королем…

Никаких признаков перековки ни в блатном, ни в «сучьем» мире не обнаруживалось. Только сотни трупов ежедневно собирались в лагерные морги. Выходило так, что начальство, помещая вместе блатных и «сук», сознательно подвергает тех или других смертельной опасности.

Распоряжения о невмешательстве были вскоре отменены и повсюду созданы отдельные, особые зоны - для «сук» и для воров «в законе». Поспешно, и все же поздно, Король и его единомышленники были сняты со всех лагерных административных должностей и превратились в простых смертных. Выражение «простой смертный» неожиданно приобрело особый, зловещий смысл, «Суки» не были бессмертными. Оказалось, что создание особых зон на территории одного лагеря не приносит никакой пользы. Кровь лилась по-прежнему. Пришлось закрепить за ворами и «суками» отдельные прииски (где, конечно, наряду с уголовщиной работали и представители других статей кодекса). Создавались экспедиции - налеты вооруженных «сук» или воров на «вражеские» зоны. Пришлось сделать еще один организационный шаг - целые приисковые управления, объединяющие несколько приисков, закрепить за ворами и «суками». Так, все Западное управление с его больницами, тюрьмами, лагерями осталось «сукам», а в Северном управлении сосредоточивали воров.

На пересылках каждый блатной должен был сообщить начальству, кто он - вор или «сука», и в зависимости от ответа он подключался в этап, направляемый туда, где блатарю не грозила смерть.

Название «суки», хоть и неточно отражающее существо дела и терминологически неверное, привилось сразу. Как ни пытались вожди нового закона протестовать против обидной клички, удачного, подходящего слова не нашлось, и под этим названием они вошли в официальную переписку, и очень скоро и сами они стали себя называть «суками». Для ясности. Для простоты. Лингвистический спор мог немедленно привести к трагедии.

Время шло, а кровавая война на уничтожение не утихала. Чем может это кончиться? Чем? - гадали лагерные мудрецы. И отвечали: убийством главарей с той и другой стороны. Уже сам Король был взорван на каком-то отдаленном прииске (его сон в углу барака охранялся вооруженными друзьями. Блатари подвели под угол барака заряд аммонала, достаточный, чтобы угловые нары взлетели в небо). Уже большинство «вояк» лежало в братских лагерных могилах с деревянной биркой на левой ноге, нетленными в вечной мерзлоте. Уже самые видные воры - Полтора Ивана Бабаланов и Полтора Ивана Грек умерли, не поцеловав сучьего ножа. Но другие, не менее видные, - Чибис, Мишка-одессит - поцеловали и убивали теперь блатных во славу «сучью».
На втором году этой «братоубийственной» войны обозначилось некое новое важное обстоятельство.

Как? Разве обряд целования ножа меняет блатную душу? Или пресловутая «жульническая кровь» изменила свой химический состав в жилах уркагана оттого, что губы его прикоснулись к железному лезвию?

Вовсе не все целовавшие нож одобряли новые «сучьи» скрижали. Многие, очень многие в душе оставались приверженцами старых законов - ведь они сами осуждали «сук». Часть этих слабых духом блатарей попробовали при удобном случае вернуться в «закон». Но - королевская мысль Короля еще раз показала свою глубину и силу. Воры «законные» грозили новообращенным «сукам» смертью и не хотели отличать их от кадровых «сук». Тогда несколько старых воров, поцеловавших «сучье» железо, воров, которым стыд не давал покоя и кормил их злобу, сделали еще один удивительный ход.

Объявлен был третий воровской закон. На этот раз для разработки «идейной» платформы у блатных третьего закона не хватило теоретических сил. Они не руководились ничем, кроме злобы, и не выдвигали никаких лозунгов, кроме лозунга мести и кровавой вражды к «сукам» и к ворам - в равной мере. Они приступили к физическому уничтожению тех и других. В эту группу поначалу вошло так неожиданно много уркаганов, что начальству пришлось и для них выделить отдельный прииск. Ряд новых убийств, вовсе непредвиденных начальством, привел в большое смущение умы лагерных работников.

Блатари третьей группы получили выразительное название «беспредельщины». «Беспредельщину» зовут также «махновцами» - афоризм Нестора Махно времен гражданской войны о своем отношении к красным и белым хорошо известен в блатном мире. Стали рождаться новые и новые группы, принимавшие самые различные названия, например, «Красные шапочки». Лагерное начальство сбилось с ног, обеспечивая всем этим группам отдельные помещения…

Думаю, достаточно.
Вам не кажется, что нынешнего байкерского «Короля» зовут «Хирург»?
Байкеры - конечно, никакие не воры (хотя кодекс 1% - сродни "воровской этике").
И время другое. И масштаб. И кровищи не соизмеримо меньше.
Но по сути - всё тоже самое.

P.S. Кстати, другой аналог сучьей войны в отечественной истории - спор нестяжателей с осифлянами...

— это период жестокой борьбы между ворами в законе, отвернувшихся от воровских понятий, и начавших сотрудничество с властью, и идейных воров, которые противопоставили себя всей государственной системе. Эта незримая борьба велась на протяжении многих лет, начавшись в период Мировой войны и закончившаяся только с началом .

Советский преступный мир, мощнейшей силой в котором были « », в период Второй Мировой Войны подвергся огромным изменениям. Преступные сообщества разваливались. Некоторая часть воровского братства, откликнулась на призыв защищать Родину, в то время как другие верные их истинной присяги, выбрали остаться в .

После войны, нарушавшие кодекс, взяв в руки для защиты государства, попытались повторно-интегрироваться с преступным миром. Однако в преступном мире их расценивали, как предателей и запрещалось восстанавливать их полномочия. Теперь они рассматривались как «суки». Кратко, сучьи войны — это конфликт среди воровской элиты, который привел к такому понятию, как «сучья война», которая велась в не на жизнь, а насмерть.

Между преступниками твердо придерживающимися воровского закона и кто его нарушил шла «Сучья война».

В конце Второй Мировой Войны, в попытке восстановить власть «Суками» был разработан альтернативный кодекс, в нём разрешалось сотрудничать с государственными властями.
Таким положением дел не могли не воспользоваться советские тюремные власти, использовать «сучью войну» в целях ликвидации некоторых заключенных руками их же собратьев. Всё делалось очень банально, враждующие группы преднамеренно размещали в одном общем помещении, а администрация не сразу предпринимала какие-то действия к подавлению потасовки. Это была кровопролитная война и во избежание страшнейших последствий, «воры в законе» вынуждены были принять их кодекс чтобы остаться в живых. После многочисленных переговоров, были написаны некоторые исключения к правилам:

— теперь вор получил право, в случае вынужденной потребности, становиться руководителями групп и парикмахерами в лагерях.

Определялось это тем, что первые всегда могли в случае необходимости прокормить несколько друзей одновременно. Вторые же имели доступ к острым предметам — ножницам и бритвам, выгодным преимуществом в случае боевых столкновений.

Завершение сучьей войны

В 1950-ые, круг воров опять начал существенно сужаться. Грядут новые перемены в воровском мире. Воры начали отходить от преступных традиций. Администрация тюрем часто шла на встречу тем, кто подумывал оставить воровские круги, рассматривая их действия в положительном свете. Воспользовавшись прикрытием, которое было обеспечено должностными лицами, эта элита преступного мира взяла бразды правления в собственные руки и начала диктовать свои правила преступному миру. Вновь правится закон, они объявляют себя непосредственными защитниками преступной традиции. Теперь те «воры в законе», которые покинули новую власть (известные как отколотые) создавали новые бригады для продолжения развития их деятельности в преступном мире.

Официальные лица следящие за соблюдение воровских законов, изначально не верно истолковало уменьшение количества воров, придя к заключению об окончательном разрушение воровской общины, исчезновении традиций, обычаев и кодекса.

В 1960-ые годы, власти фактически прекратили свою деятельность в этой области, будучи уверенными, в окончательном исчезновении преступных лидеров и их групп. Несмотря на это убеждение, очевидным было то, что меры использовавшиеся государством в борьбе с «ворами в законе» были мало успешными. Экономические и социальные условия того времени фактически поощряли и способствовали увеличению преступности, создавая важную роль для «воров в законе».

Для обсуждения развития перспектив преступной отрасли, «воры в законе» устраивали сходки в различных областях страны (Москва, Казань, Краснодар, 1947-1956 годы) На Краснодарских и Московских встречах, некоторые воры были осуждены их товарищами и получили окончательное наказание. Главная сходка между «ворами в законе» и владельцами подпольных магазинов (цеховиками) была в Кисловодске в 1979, на которой было принято решение, что ворам будет принадлежать 10 % от дохода цеховиков.

Сучьи войны продолжались продолжительной время, в этой войне погибло сотни авторитетных заключенных, так как сучьи войны в основном шли на территории тюрем.

СССР в - гг. В конфликте участвовали с одной стороны так называемые «суки» - осуждённые, терпимо относившиеся к администрации исправительного учреждения и пожелавшие «встать на путь исправления», а с другой - «воры в законе », исповедовавшие старые правила, которые отрицали любое сотрудничество с органами власти. Впоследствии «сучья война» переросла в борьбу «законных» воров, то есть придерживающихся «классических» блатных правил, и воров, добровольно или по принуждению отказавшихся от их исполнения и, соответственно, примкнувших к «сукам».

Возникновение

Если вор по собственной воле соглашался принять новый закон, он целовал нож и навсегда становился «ссученным». А. Э. Левитин-Краснов описывает следующий ритуал:

От блатного требуют, чтобы он совершил три символических действия. Во-первых, ему дают грабли, и он обязан два-три раза провести ими по «запретке» (запретная зона около забора распахана для того, чтобы следы беглеца были видны). Далее, ему вручается ключ от карцера: он должен (в сопровождении толпы ссученных) подойти к карцеру и собственноручно запереть замок на дверях. И наконец, заключительный акт: он должен поесть со ссученными. После этого он уже сам ссученный, и теперь его будут резать блатные.

Этот переход мог быть и более прозаичен - если вор шёл на сотрудничество с режимом, нарушая тем самым закон, он становился сукой . Варлам Шаламов приводит такой пример: «Вор идёт мимо вахты. Дежурный надзиратель кричит ему: „Эй, ударь, пожалуйста, в рельс…“ Если вор ударит в рельс… он уже нарушил закон, „подсучился“». Спорные случаи обсуждались ворами на судах чести, именуемых правилками , где и решали, ссучился вор или нет .

В некоторых лагерях поощряемая руководством война сук и воров принимала крайние формы. Так, в документах по проверке Чаунского и Чаун-Чукотского ИТЛ сообщалось, что в 1951 году по инициативе подполковника Варшавчика в лаготделении посёлка Красноармейский была создана так называемая бригада № 21, в которой находились больные сифилисом из лагерной группировки «Суки». В тех случаях, когда при «трюмлении» заключенные из группировки «Воры» не переходили на сторону «сук» (отказывались целовать нож), их отправляли в бригаду 21, где их насиловали, заражая сифилисом . Таким образом, обряд «опускания » если и не был создан в рамках сучьей войны, то, по крайней мере, активно использовался администрацией в некоторых лагерях уже в начале 1950-х годов .

В ходе противоборства между двумя основными группировками заключенных возник ряд более мелких: «беспредел», «махновщина», «красные шапочки» (А. А. Сидоров (Фима Жиганец) предполагает, что это были заключенные из военных, сплочённые по принципу фронтового братства), «польские воры» (по мнению А. А. Сидорова (Фимы Жиганца) это были уголовники из Польши, Западной Украины и Прибалтики), «челюскинцы», «ломом подпоясанные», «пивоваровцы», «упоровцы», «ребровцы», «казаки», «дери-бери» и другие .

Итоги

Кровопролитие приняло такие масштабы, что старые воры были вынуждены изменить свой кодекс, чтобы остаться в живых. После многочисленных дебатов они сошлись на исключении из правил: воры имели право становиться бригадирами и парикмахерами в исправительно-трудовых учреждениях. Бригадир всегда мог прокормить несколько друзей. Парикмахеры имели доступ к острым предметам - бритвам и ножницам, являвшимся отличным преимуществом в случае драки.

В 50-е годы XX века, чтобы выжить, многие «воры в законе» на словах отказывались от «воровских традиций». При сложившихся обстоятельствах они предпочли затаиться, стали соблюдать еще более строгую конспирацию и законсервировали свои старые связи . Поначалу снижение количества воров было неправильно истолковано правоохранительными органами как окончательное разрушение воровской общины, исчезновение воровских обычаев и кодекса.

Власти были настолько твёрдо уверены, что преступные вожаки («воры в законе») и их группы исчезли навсегда, что в 60-е годы по существу прекратили всю работу в этой области. Однако не имелось никаких доказательств, что использовавшиеся государством меры были успешными. Социальные и экономические условия времени на деле поощряли увеличение преступности и сыграли важную роль для воров. Воры в законе устраивали особые встречи (сходки, правилки) в различных областях страны (например, в

Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) Сидоров Александр Анатольевич

Так кто же победил?

Так кто же победил?

Читателю, разумеется, хотелось бы узнать главное: кто же всё-таки взял верх в «сучьей войне» - «законники» или «бляди»? Если иметь в виду чисто количественные показатели, можно сказать, что резня завершилась «вничью». Потерь было достаточно как с той, так и с другой стороны. Пламя кровавых разборок удалось сбить даже не столько разделением лагерей на «воровские» и «сучьи», сколько амнистией 1953 года в связи со смертью Иосифа Сталина (подробнее о ней см. очерк «В бой идут одни «мужики»). Амнистия практически не распространялась на «политических», зато благодаря этому «гуманному акту» лагеря освободились от многих уголовников. Кто-то из «урок» вышел на свободу (при сроке наказания до 5 лет), кому-то сократили срок наполовину. Разумеется, многие «законные воры» не попали под эту амнистию, поскольку являлись особо опасными рецидивистами и сроки у них были приличные. Зато на волю вышло немало воровской «пристяжи». С другой, «сучьей» стороны, освободились многие: как крупные представители этого «раскольничьего движения», так и их прихвостни - «сучьи амбалы», «огу?дины» (здоровенные, но туповатые арестанты) и прочие. Лагерная война потеряла главное - свою массовость. А на свободе, на широких российских просторах накал страстей быстро поостыл. «Отколовшиеся» не совались в воровское сообщество, а у воров было достаточно своих серьёзных дел, чтобы ещё отлавливать «блядей» по всему Союзу. На нескольких сходках, разумеется, «сук» заклеймили, призвали «истинных босяков» бороться с ними и уничтожать - но и только. Конечно, при случае такой возможности не упускали, но специальной охоты не велось. Места для «работы» хватало всем - страна большая… А пересекутся дорожки - тогда и «запороть» «гада» не грех.

Но куда более важно обратить внимание на другие последствия массовой резни уголовников. Серьёзное изучение самых разных источников, беседы со старыми лагерниками (не только с «чёрными», то есть с блатными, но и с обычными «оленями» - в то время неопытными зэками) дают основание сделать вывод о том, что именно массовая резня «сук» и «воров» привела к значительному укреплению позиций воровского мира и возникновению романтического ореола вокруг «законников» как в местах лишения свободы, так и на воле. «Сучья война» укрепила изнутри, сплотила уголовное «братство», подтолкнула его к серьёзным, глубоким реформам. И в результате наша страна получила изощрённое, искусно организованное и мощное преступное сообщество.

Чего же ещё можно было добиться гулаговской администрации, поддерживая одних профессиональных уголовников в борьбе против других? Основная масса зэков настороженно и зло относилась как к «ворам», так и к «сукам», а заодно и к «начальничкам», поскольку именно в них видела представителей сталинской карательной машины, бросившей арестантов в лагеря.

Однако к «воровскому» миру большая часть «сидельцев» в период «резни» стала относиться лучше, чем к «сучьему». Объясняется это достаточно просто.

«Воры», конечно, были закоренелыми преступниками, - но они зато и не скрывали своих взглядов, готовы были принять за них мученическую смерть. В то время как «суки» поголовно были лицемерами, лизоблюдами, холуями, которые добивались такой же власти над «фраерами», как и воры. И в этом им способствовала ненавидимая арестантами администрация лагерей! Постепенно, в результате «трюмиловок» и обрядов «целования ножа», «воры» в глазах остальных заключённых приобретали мученический ореол, становились жертвами, «страдальцами». Такова уж русская душа - жалеть тех, кто подвергается гонениям…

Но даже не это главное. «Сучьи войны» заставили «воров» понять: нельзя, как говорится на блатном жаргоне, «переть по бездорожью». Нельзя открыто и беспредельно издеваться над всеми этими «мужиками», «оленями», «штымпами», «чертями» и т. д. Нельзя безнаказанно их унижать, грабить, «дербанить» их «сидоры», «кешари» и «баулы». Именно в простом арестанте надо искать своего союзника. Именно в умы рядовых «сидельцев» следует вдалбливать «идеи» о том, что «воровской» мир строг, но справедлив, что вор никогда не обидит «честного арестанта», не позволит сделать этого и другим, защитит от «беспредела». А если подобное произошло - жестоко накажет виновного. Надо, чтобы «мужик» сам принёс тебе то, что до этого ты у него вымогал.

До «сучьих войн» даже мысли об этом не было. «Фраер» существовал для того, чтобы кормить «блатного» и «пахать» на него. «Блатной» мог делать с «фраером», что захочет - вот основные правила довоенного «босяцкого» лагерного сообщества.

Теперь же всё стало постепенно поворачиваться по-иному. Тонко и умно. Теперь «вор в законе» провозгласил себя радетелем за арестантское благо, защитником и покровителем «сидельца». Простой зэк стал замечать что-то странное. Там у старика здоровые «лбы» отняли передачу - и вот уже на глазах у всех арестантов по приказу «вора» «беспредельщиков» забивают ломами. В камере наглые «урки» издевались над слабым, не умеющим постоять за себя интеллигентом. По приходе в лагерь им отрезали головы. Но заодно выяснили, кто сидел с ними в одной «хате», и зверски надругались над всеми - чтобы неповадно было молча наблюдать за «беспределом». Ещё вору сообщили, что у одного их «мужиков» умерла жена, и на воле сиротами осталось двое малолетних детей. Через некоторое время «мужик» узнаёт, что его ребят одели, обули, «подогнали» немного денег на первое время…Это не пустые байки - так действительно случалось! Правда, значительно позже, в конце 50-х…

Как?! Неужто это те же самые «законники», которые запросто могли мимоходом «подрезать» «доходягу» и глазом не моргнуть? Те же. Конечно, подобных случаев показного благородства было не так уж много. И все они были рассчитаны на театральный эффект, передавались из уст в уста, обрастали удивительными подробностями… Но мощная, хитроумная пропаганда давала свои результаты. Они ощутимы и по сей день. И сейчас в «зоне» «мужик» в трудную минуту скорее обратится за помощью к «вору», «смотрящему», «положенцу», а не к администрации. Ему помогут далеко не всегда. Однако внимательно выслушают и скажут пару нужных слов.

Добрых. Сочувственных. Особо «оборзевшего» «баклана», притесняющего арестантов, быстро «обломают». А уж если помогут «пассажиру» - об этом будет знать вся зона, и за зоной, и родственники, и знакомые…

Это - прямое последствие «сучьих войн». Правда, для того, чтобы урок был освоен окончательно, чтобы не возникало соблазна возвратиться к прежним традициям «блатного мира», «ворам» предстояло ещё усвоить горький опыт «мужицких войн». Но об этом - разговор особый.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 4. Кто победил в Троянской войне? Вообще, результат любых войн всегда интерпретируется летописцами воюющих сторон в свою пользу. Каждый старается приписать победу своему народу. Поэтому нет смысла углубляться в изучение вопроса – кто и в каком смысле оказался

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Кто победил при Лепанто? Знаменитый берберийский корсар Ульдж Али был родом из Южной Италии. По одной версии он был рыбаком по имени Джованни Диониги. Согласно другой - звали его Оччоли и был он монахом из Калабрии. Так или иначе, главное, что его захватили алжирские

Из книги Свет Победы [антология] автора Коллектив авторов

ТЫ ВРАГОВ ПОБЕДИЛ, ЛЕНИНГРАД! Лариса АЛЕКСАНДРОВА ИЮНЬ СОРОК ПЕРВОГО Июнь, над Невою витая, Белесо глядел сквозь окно, Всю ночь небесам помогая, Отбеливал их полотно… Уж лето цвело в полной мере: Июнь рисовал акварель, Захлопывал школьные двери, Включал соловьиную

Из книги Утаенные страницы советской истории. автора Бондаренко Александр Юльевич

Он победил Абвер Официальная история носит избирательный характер: в силу политических соображений и личных пристрастий сильных мира сего многие события, равно как их участники, оказываются как бы за кадром; и чем потом больше проходит времени, тем сложнее незаслуженно

Из книги Ленин. Соблазнение России автора Млечин Леонид Михайлович

Так кто же победил? Белая армия потерпела поражение. Ее остатки покинули Россию и эвакуировались в Турцию, занятую войсками союзников. Казачьи части были отправлены на остров Лемнос и на французский берег Мраморного моря - в Чаталджу. Пехотные части (корпус генерала

автора Зуев Ярослав Викторович

1.8. Ты победил, Галилеянин… Все самые влиятельные придворные, признанные знатоки в искусстве лести, высмеяли хорошо продуманные планы цезаря и тот успех, что им сопутствовал. Повсюду распространялись глупые шутки, например, что он «больше походил на козла, чем на

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

12.3. Пришёл, увидел, победил… Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома! Король Фридрих Великий Считается, первая российская масонская ложа была организована в 1731 г. при содействии Великой ложи Англии. Как пишет Олег Платонов, даже возглавлял ее англичанин на русской

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Почему победил Сталин? Историк Советского Союза не сможет не прийти к выводу, что политика правящей бюрократии в больших вопросах представляла ряд противоречивых зигзагов. Попытки объяснить или оправдать их «переменой обстоятельств» явно несостоятельны. Руководить

Из книги Как Зюганов не стал президентом автора Мороз Олег Павлович

Почему он победил «Россия тогда получила какое-то послание из космоса»Если оглянуться, охватить взглядом всю ту выборную эпопею в целом, что же стало решающим фактором, приведшим к победе Ельцина? Энергичные меры по выдаче зарплаты, по решению других социальных проблем

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Как победил католицизм? В 1534 году испанский дворянин Игнатий Лойола основал Орден Иисуса, целью которого являлось противодействие Реформации. В ВКЛ иезуиты появились в 1570 году - благодаря Люблинской унии. В 1608 году была учреждена Литовская провинция Ордена.В борьбе с

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941-1944 автора Ковальчук Валентин Михайлович

ЛЕНИНГРАД ВЫСТОЯЛ И ПОБЕДИЛ

автора Малышев Владимир

Сталин победил В Москве власть организовала пышные похороны. Военные оркестры играли траурные марши. Мёртвого Есенина носили на руках по городу, обнесли вокруг памятника Пушкину. На транспаранте Дома печати висел лозунг с невероятными для 1925 года словами: «Тело великого

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Кто же победил? Однажды в зимние дни конца 1943 года, когда холод сковал тундру и скалы Кольского полуострова, русские разведчики притащили из вражеского тыла здоровенного рыжего верзилу – майора. Фамилия его начиналась с приставки «фон». На допросах он молчал,

Из книги Отечественная война 1812 года автора Яковлев Александр Иванович

Кто же победил в Бородинском сражении? И во Франции и в России Бородинское сражение доныне празднуют как свою победу. Обе стороны имеют на то основания.Это было самое кровопролитное сражение того времени. Французская армия потеряла около 58 тысяч человек (по французским

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Эймунд победил в Гардарики Эймунд и его товарищи вытаскивают тогда свои корабли на сушу и хорошо устраивают их. А Ярицлейв конунг велел выстроить им каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью. И было им дано все, что надо, из самых лучших припасов. Были они