Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.
Ожидаемый результат:
Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Целевая аудитория: учителя
Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.
Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.
Этапы работы | Деятельность участников | |||
Подготовительно-организационный. Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии. создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии; обеспечить быстрое включение участников в работу. беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд). Деление на группы. | Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии. Формулирование темы занятия Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей Давайте приступим. Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...». Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные. | Просмотр видеоролика Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную работу на занятии. Объединившись по группам, садятся. | Видеоролик 4 летний вундеркинд Карточки с буквами |
|
Основная часть. Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей. Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров | Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся? Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». Теоретический материал Объяснение. 1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика 2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними 3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними. 4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе. Наблюдение за работой групп. Наблюдаю, слушаю защиту проектов | Мозговой штурм. Незаконченное предложение Талант – это … Спикер группы отвечает на вопрос. Просмотр презентации Просмотр видеоролика Работа в группах Обсуждение Группы представляют свои проекты. |
| Листы с предложениями Видеоролик «Одаренные дети» Постеры, маркеры |
Заключительный этап. Методы и формы: индивидуальная работа | Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах. Плодотворной Вам работы и до новых встреч! | рефлексия Просмотр видеоролика |
|
Видеоролик «Талантливые дети» |
Список интернет – ресурсов
http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind
http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM
http://go. mail. ru/search_video
Приложение 1
Мозговой штурм.
Незаконченное предложение
Талант – это …
Способным и талантливым ученикам в учебе …
Одаренным быть легко, потому что…
Гениальными становятся ученики, если…
Приложение 2
Презентация «Работа с одаренными детьми.»
Видеоролик «Одаренные дети»
Видеоролик «4 летний вундеркинд»
Видеоролик «Талантливые дети»
Коучинг занятие
№ п\пТема занятий « Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
1 Общие цели Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
2 Ожидаемый результат Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
3 Материалы и оборудование Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий Время Действия преподавателя и действия участников коучинга Орг момент
Создание коллоборативной среды 5мин Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы 10мин Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция 7мин Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1 10мин Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка 3мин Задание 2 10мин Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Видеоролик Задание 3 Итог 5мин Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь 5мин Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Коучинг | ||
Обучение талантливых и одарённых детей | ||
-Умение организовать работу с одарёнными детьми для их успешного развития -уметь выявлять одарённость ученика и отличать одарённость от таланта; | ||
Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов). |
||
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий.
- Занятый исключительно своими делами.
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
(Кс) = (Б :У ) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка . (г рупповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости. 2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
- Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
- Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
- Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
- Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
Коучинг занятие
№ п\п
Тема занятий
« Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
Общие цели
Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
Ожидаемый результат
Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
Материалы и оборудование
Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий
Время
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Орг момент
Создание коллоборативной среды
5мин
Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы
10мин
Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция
7мин
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1
10мин
Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка
3мин
Задание 2
10мин
Видеоролик
Задание 3 Итог
5мин
Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь
5мин
Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей