Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

Конспект занятия развитию речи 5 лет. Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Задачи:

Образовательные:

Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

Продолжать расширять знания детей о животном мире.

Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Артёма, Кристину.

Материал к занятию:

Демонстрационный: панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».

Раздаточный: фигурки животных.

Методы: словесный, игровой, практический.

Приёмы: беседа, физминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент: игра «Весёлая семья».

Воспитатель: Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик - лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика - лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

Как мы с вами можем помочь старику - лесовику?

(найти лесных зверей)

На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика - морковку, для белки - шишку, лисе - рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:

Са - са - са - в лесу бегает лиса,

Су - су - су - было холодно в лесу.

Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.

(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

Каких животных вы видите?

А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

Это, наверно, звери старика - лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

Жа - жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи - жи - жи - здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).

Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика - лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик - лесовик? (да).

А где же он?

Старик - лесовик: Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика - лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Старик - лесовик: А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику - лесовику «До свидания».

Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

Занятие по развитию речи для детей 5-6 лет
Тема: Обобщающая беседа о весне. Программное содержание: - Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Воспитывать любовь к природе.
- Послушайте. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
- Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
- Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.
- Дети, скажите: весна какая? (долгожданная, солнечная, теплая, красивая, зеленая, нежная…).
- Как светит солнце? (Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла).
- Почему растаял снег и лед на реках? (От весеннего тепла растаял снег и лед).
- Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым?(Самым холодным был первый месяц – март, самым теплым – май).
- Какие изменения произошли весной с растениями?(Весеннее тепло разбудило растения от долгого зимнего сна. Зазеленела трава, на деревьях и кустах лопнули почки и появились зеленые листочки).
- Какие цветы зацвели первыми?(мать-и-мачеха). Какие весенние цветы вы еще знаете?(подснежник, одуванчик, медуница, ландыш).
- Каких насекомые появились?(мухи, комары, бабочки). Почему появились насекомые?(На улице стало тепло, зазеленела трава, появились листики на деревьях, цветы на полянках).
- Какие птицы прилетели?(Грачи, скворцы, трясогузки, соловьи). Почему они вернулись к нам?(тепло, солнышко, есть чем питаться – насекомые).
- Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?(Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей. У белки, зайца, лисы появились детеныши).
- Что делают люди весной на полях, в огородах?(Много забот весной у людей: вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей).
- Почему весной все хорошо растет?(Много света, тепла, влаги).
- Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными весенними запахами.
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Работа в тетрадях. Дети рисуют весенние дорожки. (_ _ - весна шагает, v v – прилет птиц, волнистые линии- солнечные лучи).
Стук в дверь. В гости к ребятам приходит Незнайка. Он просит помочь запомнить названия дней недели по порядку.
- Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку. Начнем с понедельника…
Воспитатель просит детей одного за другим называть дни недели, ведя отсчет с понедельника и других дней.
Воспитатель читает стихотворение-шутку:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник – посмотри -
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
А еще Незнайка не знает названия весенних месяцев. Поможем ему? Дети называют названия весенних месяцев по порядку.
На столах у детей разносы пшенной и рисовой крупой. Дети учат Незнайку рисовать на крупе весеннюю картинку(солнышко, насекомых, цветы, птиц).
Незнайка благодарит детей за интересное занятие и прощается с детьми.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет

«Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч »

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

Учитель – логопед Журкина Олеся Викторовна

с. Сарафоново

2018

Цель: Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.

Задачи: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц ; определять место положения звука в слове (начало, середина, конец) ; упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи ; воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, предметные картинки, чемодан.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте еще раз поздороваемся с ними. А теперь все внимание на меня. Для того, чтобы подготовиться к серьезной работе я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Одну руку положим между ключицами и обратим внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Учитель – логопед: Ребята, вы хотите узнать, что же в посылке? Давайте ее откроем. Правильно, это паровоз. А какие звуки издает паровоз, когда едет?

Дети: Чух – чух.

Учитель – логопед: Правильно, ребята, но паровоз не может всегда шуметь, мы должны помочь ему. Когда паровозу можно громко гудеть мы будем изображать руками движения колес и хором говорить «Чух – чух», а когда паровоз должен ехать тихо, мы приложим палец к губам и скажем «Цццс». Готовы?

Играют 3 – 4 раза.

Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Дети: В слове чик – первый звук ч , в слове цып – первый звук ц.

Воспитатель : Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках?

Что вы хотите знать о звуках ч – ц?

Как их правильно произносить эти звуки.

Узнать больше слов с этими звуками.

Поиграть со звуками и словами.

Ребята, звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нам нужно научиться различать их - Звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание : услышав звук ц , надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник) . Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков , а затем слов.

Слова : чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик.

Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. Теперь я приглашаю вас занять свои места. Откройте тетрадки и найдите в них задание с почтальоном Печкиным.

На рабочих листах нарисованы картинки, а внизу схемы этих слов. Наша задача – правильно соотнести картинку и схему слова.

Слова: цапля, овца, лисица.

Физкультминутка

Разомлемся мы слегка,

Посчитаем облака,

1,2,3,4,5

Надо в круг скорей вставать.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький» (с мячом)

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Учитель – логопед: Теперь нам нужно помочь почтальону Печкину отправить посылки. Для того, чтобы это сделать, надо правильно назвать предметы, которые лежат в посылках.

Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось на занятии?

Ребята, каждый из вас получает раскраску от почтальона Печкина, если вам понравилось наше занятие, раскрасьте посылку красным цветом, а если занятие не понравилось – синим.


Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.

Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

1. Упражнение «Окошко»

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

2. Упражнение «Заборчик»

Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

3. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

4. Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».

5. Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

6. Игра «Эхо»

Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

7. Игра «Пароход»

Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.

8. Игра «Хлопни, когда услышишь»

Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.

Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

9. Игра «Футбол»

Цель: развитие речевого дыхания.

На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

Екатерина Петунина

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.