Считанные дни остаются до школьных каникул. В школах подводят итоги второй четверти, и многие родители, мягко говоря, в недоумении. Итоговые оценки их детей не сходятся с данными электронных дневников. Некоторые отличники превращаются в хорошистов, а двоечники — наоборот — радуются результатам. Как так вышло?
- Я в принципе не понимаю, как выставляются оценки в электронном дневнике, потому что тут есть вот эти промежуточные баллы.
Разобраться в электронном дневнике своей дочери у Олеси Старцевой получается с трудом. Ей не понятно, почему при большинстве пятерок по алгебре итоговая оценка — "твердая" четверка.
- Если ребенок учится хорошо — вот, допустим, 4,60, — то учитель не поставит 5, поставит 4, потому что ребенок до 5 не дотягивает. То есть, двоечников мы вытягиваем, а хорошистов? Я не понимаю!
А вот Оксане Кучеровой — маме сразу троих школьников — подсчет среднего балла кажется задачей несложной
- Наверно, всем понятно, что это складывается и делится на количество выставленных оценок.
Но все не так просто — ведь от итоговой оценки за четверть этот средний балл тоже может отличаться. Вот пример. Оценки за первый триместр — семь пятерок и четыре четверки. Средний балл — 4,64, но итоговая оценка — 4. Почему? Оказывается, оценка оценке рознь.
"Все понимают, что значимость контрольной работы все-таки неизмеримо выше, нежели даже блестящий, но устный ответ у доски", — объясняет директор школы № 1995 Елена Норенко.
Оценки за контрольные работы в электронном дневнике выделены жирным шрифтом.
Сколько "весит" оценка, решают сами учителя.
"Конечно, в первую очередь руководствуемся локальным нормативным актом о выставлении оценок. Мы обращаем внимание на те работы, которые показывают умение ребенка применять знания, полученные на практике, то, насколько он овладел программным материалом", — говорит учитель русского языка и литературы школы № 109 Лариса Евстратова.
"У меня был такой случай, что у меня было на грани тройки или четверки, и учитель поставил мне 4, потому что контрольную я писала на хорошую оценку", — рассказывает одна из учениц.
Получается, средний балл итоговой оценкой автоматически не становится. Более того — администрация учебного заведения не вправе устанавливать некий коэффициент, при котором оценка округляется в одну или другую сторону. Это когда в одних школах, чтобы получить 5 по предмету, достаточно набрать 4,5 средних балла, а в других — 4,7. Решение по-прежнему остается за учителем, который знает возможности каждого ребенка.
"Какой может быть коэффициент, когда у нас только одно — ребенок знает, а если нет, то что еще нужно сделать для того, чтобы он это освоил?" — говорит Елена Норенко.
При этом оценить эти знания по пятибалльной шкале сложно. Чтобы сделать это объективно, по мнению многих педагогов, правильнее применять, к примеру, 100-балльную шкалу. Такая система оценки знаний в качестве эксперимента уже работает в некоторых московских школах.
Может быть не мне одной интересно, как считают средневзвешенную оценку наших детей в дневнике.ру. А то я голову сломала, как ее получают, сегодня дошли руки поискать методику. Делюсь информацией!
Средневзвешенная система
оценки знаний, умений и навыков
при использовании электронной системы учёта успеваемости
(Дневник.ру)
Средневзвешенная оценка – это сумма баллов, умноженных на трудоёмкость отдельных видов учебной работы, делённая на общую трудоёмкость за период аттестации.
Средневзвешенная система оценки направлена на качественную подготовку учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности учащихся в учебном году.
Цели использования средневзвешенной системы оценки:
- стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ;
- повышать качество изучения и усвоения материала;
- мотивировать ученика к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года;
- повысить объективность итоговой отметки, усилив её зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года.
Средневзвешенная оценка подсчитывается в система автоматически.
Округление оценок осуществляется по следующей шкале:
0 - 2,59 – «2»;
2,60 - 3,59 – «3»;
3,60 - 4,59 – «4»;
4,60 - 5 – «5».
Таблица веса типовых работ
№ | Вид работы | Вес оценки |
1. | Федеральная работа РЦОИ и СтатГрад | 10 |
2. | Административная контрольная работа | 10 |
3. | Итоговая годовая контрольная работа | 10 |
4. | Итоговый контрольный диктант | 9 |
5. | Контрольная работа, контрольный диктант, изложение, сочинение | 9 |
6. | Практическая работа | 9 |
7. | Лабораторная работа | 9 |
8. | Аудирование | 9 |
9. | Контрольное списывание | 9 |
10. | Техника чтения | 9 |
11. | Сочинение | 8 |
12. | Реферат | 8 |
13. | Диктант | 8 |
14. | Изложение | 8 |
15. | Коллоквиум | 8 |
16. | Проект | 8 |
17. | Наизусть | 8 |
18. | Списывание | 8 |
19. | Словарный диктант | 8 |
20. | Орфографическая работа | 8 |
21. | Проверочная работа | 8 |
22. | Грамматическое задание | 8 |
23. | Письмо по памяти | 8 |
24. | Самостоятельная работа | 7 |
25. | Доклад | 7 |
26. | Работа с контурными картами | 7 |
27. | Ответ на уроке (устное домашнее задание, ответ по новой теме) | 6 |
28. | Домашняя работа (письменная) | 6 |
29. | Рабочая тетрадь (конспект, ведение тетради) | 4 |
Пример.
Средневзвешенное = (Сумма произведений оценок на их веса) / (Сумма весов этих оценок)
Предположим, что учащийся имеет за четверть следующие оценки:
«5» за устный ответ (вес 6);
«2» за контрольную работу (вес 9);
«4» за проект (вес 8);
«4» за устный ответ (вес 6);
«5» за устный ответ (вес 6).
Обычная средняя арифметическая оценка равна «4».
Рассчитываем средневзвешенную оценку:
5*6+2*9+4*8+4*6+5*6/35=3,8
Округляем, получаем итоговую оценку «4».
Инструкция . Укажите количество экспертов и количество проектов для оценки.
Алгоритм метода средних баллов
- Вычисление итоговой суммы по каждому проекту, S ij = ∑ b ij
- Расчет среднего арифметического ранга, r j = S ij / n
- Построение новой ранжировки.
- Выбор проектов из принципа - чем меньше средний ранг, чем лучше проект.
Пример
. Таблица голосования пяти избирателей при выборе трех кандидатов по десятибалльной шкале представлена ниже. Выберите наилучшего кандидата с помощью метода средних оценок.
Решение
. Подсчитаем сумму рангов, присвоенных проектам.
A | B | C | D | E | F | G | H | |
1 | 5 | 3 | 1 | 2 | 8 | 4 | 6 | 7 |
2 | 5 | 4 | 3 | 1 | 8 | 2 | 6 | 7 |
3 | 1 | 7 | 5 | 4 | 8 | 2 | 3 | 6 |
4 | 6 | 4 | 2.5 | 2.5 | 8 | 1 | 7 | 5 |
5 | 8 | 2 | 4 | 6 | 3 | 5 | 1 | 7 |
6 | 5 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 8 |
7 | 6 | 1 | 2 | 3 | 5 | 4 | 8 | 7 |
8 | 5 | 1 | 3 | 2 | 7 | 4 | 6 | 8 |
9 | 6 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 | 7 | 8 |
10 | 5 | 3 | 2 | 1 | 8 | 4 | 6 | 7 |
11 | 7 | 1 | 3 | 2 | 6 | 4 | 5 | 8 |
12 | 1 | 6 | 5 | 3 | 8 | 4 | 2 | 7 |
Итого | 60 | 39 | 37.5 | 31.5 | 76 | 39 | 64 | 85 |
Ср. | 5 | 3.25 | 3.13 | 2.63 | 6.33 | 3.25 | 5.33 | 7.08 |
N | Средняя оценка | Новый ранг |
A | 5 | 5 |
B | 3.25 | 3.5 |
C | 3.13 | 2 |
D | 2.63 | 1 |
E | 6.33 | 7 |
F | 3.25 | 3.5 |
G | 5.33 | 6 |
H | 7.08 | 8 |
D Здесь запись типа "А Поскольку проекты B и F получили одинаковую сумму баллов, то по рассматриваемому методу они эквивалентны, а потому объединены в группу - класс эквивалентности.
Пример
. Переход от ответов экспертов в виде упорядочений к таблице рангов. Метод средних (арифметических) рангов как способы усреднения мнений экспертов (деловая игра).
Номер эксперта / Упорядочение
1 1 2 {1, 3} 3 1 4 1 7 1 Постройте таблицу рангов. Рассчитайте:
а) итоговое упорядочение по средним арифметическим рангам;
б) итоговое упорядочение по медианам рангов ;
в) кластеризованную ранжировку, согласующую эти два упорядочения.
Решение получаем с помощью калькулятора Метод средних арифметических .
Подсчитаем сумму рангов, присвоенных проектам.
A | B | C | D | E | F | G | |
1 | 1 | 2.5 | 2.5 | 4 | 5 | 6.5 | 6.5 |
2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 6 | 5 | 7 |
4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 7 | 6 |
5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 6 | 7 |
6 | 1 | 3 | 2 | 7 | 4 | 5 | 6 |
7 | 1 | 5 | 3 | 4 | 2 | 6 | 7 |
Итого | 9 | 23.5 | 20.5 | 29 | 28 | 41.5 | 46.5 |
Ср. | 1.29 | 3.36 | 2.93 | 4.14 | 4 | 5.93 | 6.64 |
Общую сумму разделим на число экспертов - в результате рассчитан средний арифметический ранг. По средним рангам строим итоговую ранжировку (упорядочение), исходя из принципа - чем меньше средний ранг, чем лучше проект.
N | Средняя оценка | Новый ранг |
A | 1.29 | 1 |
B | 3.36 | 3 |
C | 2.93 | 2 |
D | 4.14 | 5 |
E | 4 | 4 |
F | 5.93 | 6 |
G | 6.64 | 7 |
A Здесь запись типа "A
Очень часто, выпускникам вузов и школ нужно рассчитать средний балл полученного аттестата. Его могут потребовать при поступлении в зарубежный вуз , при устройстве на работу. Мы расскажем, что такое GPA, как правильно рассчитать свой средний балл и нужно ли при этом учитывать зачеты.
Что такое GPA
Как рассчитать GPA
При подсчете GPA учитываются все оценки, указанные в аттестате или дипломе. Это могут быть итоговые оценки: по предметам, за курсовые и дипломную работы, за госэкзамены. Если документ об образовании уже у вас на руках, учитывать какие-либо промежуточные оценки, которые проставлены у вас в школьном электронном журнале или зачетной книжке, не нужно.
Следующий момент касается только студентов: нужно ли учитывать зачеты и если да, то как именно их учитывать.
Если ваш вуз использует 5-тибалльную систему оценки знаний плюс «зачёт/ незачёт», рассчитать средний балл диплома, студенты, поступающие в зарубежные вузы, могут одним из двух способов:
- «Зачёты» учитываются. «Зачёт» = 5 баллов, «незачёт» = 0 баллов. Средний балл диплома = среднее арифметическое баллов за все предметы во вкладыше, включая «зачёт» и «незачёт».
- «Зачёты» не учитываются. Средний балл диплома = среднее арифметическое всех полученных баллов.
Среднее арифметическое как школьной успеваемости, так и дипломных оценок считают по формуле:
GPA = «cумма всех полученных оценок» разделить «число предметов».
Пример расчета GPA
В приведенной примере мы показываем расчет среднего балла для студентов, но школьники считают по той же схеме. Поскольку в большинстве школ не сдаются зачеты, то и в расчете этот вид оценки успеваемости не участвует.
Студент бакалавриата по программе «Менеджмент организации» получил такие оценки:
№ | Название предмета | Оценка |
---|---|---|
1 | Философия | 4 (Хорошо) |
2 | Социология | 4 (Хорошо) |
3 | Отечественная история | Зачёт |
4 | Правоведение | Зачёт |
5 | Английский язык | 5 (Отлично) |
6 | Математика | 5 (Отлично) |
7 | Теория вероятностей | Зачёт |
8 | Математическая статистика | 4 (Хорошо) |
9 | Социальная информатика | 5 (Отлично) |
10 | Основы менеджмента | 5 (Отлично) |
11 | История менеджмента | Зачёт |
12 | Экономическая теория | 5 (Отлично) |
13 | История социологии | 3 (Удовл) |
14 | Теория организации | 4 (Отлично) |
Всего | 14 предметов | 4 зачёта и 10 экзаменов |
По формуле, указанной выше, средний балл диплома будет равен:
64/14 = 4.64 с учетом зачетов или
44/10 = 4.4 - если зачеты не учитывать.
В случае если у студента нет «незачетов», первая система расчета поднимает средний балл диплома студента. Многие университеты не определяют порядок расчёта среднего балла диплома, и выбор способа расчета остается за абитуриентом.
Как узнать GPA, если учеба еще не завершена
Как правило, поступление в зарубежный вуз начинается за год или полтора. Если в это время школьник или студент еще продолжает учебу, он может самостоятельно подсчитать средний балл на основе промежуточных оценок, чтобы оценить свои шансы на поступление. В этом случае за основу при подсчете GPA можно взять оценки за:
1. Только завершенные предметы, по которым уже выставлены итоговые оценки.
2. Все завершенные и самые последние оценки за незавершенные предметы.
При отправке же официальной заявки в вуз, если аттестат или диплом еще не получен , абитуриенту необходимо предоставить транскрипт - письмо с оценками, в котором средний балл укажет вуз. Кроме того, абитуриенту необходимо сообщить вузу сроки предоставления итоговых оценок.
Как указать GPA в заявке на поступление
Правило указания GPA в заявке на поступление простое: указывайте не только средний балл, но и сообщайте приёмной комиссии максимально возможный балл на вашей программе, так как в разных странах максимальный балл может составлять 4, 5 или 10 баллов.
Например: если у вас в вузе/школе принята 5-балльная система оценок и ваш средний балл, скажем, 4.1, то в заявке на поступление вам нужно сообщить "GPA 4.1 out of 5".
Укажите максимальный балл GPA
Сообщая средний балл диплома, не забудьте указать максимально возможный балл. В приведённом выше примере, это будет «4.64 out of 5» или «4.4 out of 5» . Диплом о первом высшем образовании или транскрипт абитуриента будет прилагаться к заявке на поступление, поэтому вуз в любом случае будет видеть все оценки ваши оценки.
GPA в образовательных системах мира
В мировой университетской практике наиболее распространены несколько способов подсчета среднего балла. Так, в Британии, зачастую, не учитывают оценки с первых курсов, а в США и Европе считают средний балл с учетом кредитных часов, которые набрал студент (причем вес кредитов в Америке и Европе разный).
Для того чтобы оценить свои шансы на поступление в тот или иной университет, американские и европейские студенты должны узнать свой средний балл и, возможно, перевести его в другую образовательную систему. Для этого они пользуются специальными онлайн калькуляторами, но важно отметить, что результат, который они получают при переводе в иностранную образовательную систему, не является официальным. Официальным переводом GPA в другие образовательные системы (например, между Британией и США) занимаются специальные организации. | Как перевестись в британский вуз из университета России и стран СНГ | О соотнесении оценок российских и британских дипломов
В 2019 году для конкурсного отбора лиц, поступающих на основе полного общего среднего образования в высшие учебные заведения Украины, при расчете конкурсного балла учитывается значение среднего балла документа (приложение к документу) о полном общем среднем образовании, умноженного на соответствующий коэффициент.
Выпускникам школ, которые будут поступать в учреждения высшего образования, нужно самостоятельно рассчитать средний балл аттестата . При этом средний балл аттестата не вносится в приложение к аттестату , поскольку это не предусмотрено в утвержденных КМУ образцах документов о полном общем среднем образовании . Соответствующее разъяснение дано МОН в письме №1/9-399 от 20 июня 2018 года .
При подаче заявления в вуз - как в электронном, так и в бумажном виде - выпускнику школы необходимо самостоятельно посчитать средний балл аттестата. Проверяют правильность расчета среднего балла приемные комиссии высших учебных заведений. Порядок расчета среднего балла аттестата определен в .
В соответствии с порядком, средний балл аттестата рассчитывается по 12-балльной шкале с округлением до десятых частей. Бал рассчитывается как среднее арифметическое всех указанных в приложении к аттестату оценок (инвариантная часть, вариативная часть, государственная итоговая аттестация). В то же время предметы, по которым сделана запись «освобожден(а)», в общее количество не учитываются.
Обратите внимание: если в приложении к аттестату все же указан средний балл, то обязательно нужно проверить, по правильной ли методике он рассчитан. Если по неправильной, то абитуриенту нужно самостоятельно рассчитать балл по правильной методике и указывать его при подаче заявлений о поступлении. При этом аттестат с неправильно рассчитанным средним баллом является действительным.
В случае подачи заявлений в электронном виде абитуриент вносит средний балл в личном кабинете. Если затем абитуриент обнаружит ошибку в расчете, то может самостоятельно ее исправить до подачи первого заявления.
Внесенный в Единую базу по 12-балльной шкале средний балл автоматически переводится в 200-балльную шкалу по таблице соответствия среднего балла документа о полном общем среднем образовании (см. ниже) (приложение №5 к Условиям приема в высшие учебные заведения Украины в 2019 году) .
Пример. Расчет осуществляется следующим образом: количество предметов, по которым выставлены оценки = 20; сумма баллов = 193; средний балл = 193:20 = 9,65≈9,7.
Для выпускников прошлых лет оценки из документа о полном общем среднем образовании, которые выставлены по 5-балльной шкале, учитываются следующим образом: "3" соответствует "6", "4" соответствует "9", "5" соответствует "12". В случае отсутствия по объективным причинам вкладыша к документу о полном общем среднем образовании его средний балл в 12-балльной шкале считается равным "2".
В случае отсутствия по объективным причинам приложения к документу о полученном образовательном (образовательно-квалификационном уровне) его средний балл в 200-балльной шкале считается таковым, который соответствует минимальному возможному значению.
Таблица соответствия среднего балла документа о полном общем среднем образовании, рассчитанного по 12-балльной шкале, значению по 200-балльной шкале