Биология. География. Информатика. Литература. Математика. История

К какому типу относится египетская цивилизация. Древняя история: Египет

Древний Египет страна - загадок, пирамид и мумий. Страна, которая подарила миру, целую науку египтологию и дала толчок развитию, практически всей истории. Древний Египет - это не только исторический регион на северо-востоке Африки, но и целый культурный пласт, оказавший влияние на весь древний мир.

К достижениям древнеегипетской цивилизации можно отнести следующее:
Сельское хозяйство, благодаря разливам Нила и ирригационным сооружениям египтяне снимали богатые урожаи, что позволяло им содержать огромную армию и многочисленных чиновников. Плодородные почвы позволили Египту долгое время быть основным поставщиком зерна в Средиземноморье;
Наука и медицина. В Египте была изобретена десятичная система исчисления, Египетские врачи могли делать различные операции, включая трепанацию черепа, офтальмологию и стоматологию;
Военное дело. Построение шеренгами, разделение отрядов по специализациям на лучников и копейщиков миру дала древнеегипетская цивилизация;
Письменность. Одними из первых египтяне стали применять оригинальное письмо для бытовых нужд;
Строительство. По сей день пирамиды поражают нас своей незыблемостью и громадой. Даже сейчас трудно представить масштабы строительства. Не зря древние греки включили их число величайших чудес.

Историю древнеегипетской цивилизации условно можно разделить на 5 периодов: Додинастический период - эпоха разложения родоплеменных отношений и зарождение первых государств в долине Нила. Этот период характерен появлением письменности, зарождением института рабства, бурным развитием земледелия, что в конечном счете и послужило предпосылками для появления первых государств. Можно выделить три наиболее важных центра государственности это - Чени, Накада и Нехен. В результате постоянных войн между ними было основано так называемое Верхнеегипетское Иеранкопольское государство.

Раннее царство - около 3000 до н.э. было начато объединение в единое государство верхнего и нижнего Египта со столицей Мемфис под предводительством фараона Менеса. Вероятнее всего, полное объединение произошло несколько позже, примерно в 27-26 веках до новой эры. Древнеегипетская цивилизация этого периода развитием ирригационных систем, развитием торговли, появлением новой прослойки общества –чиновники. Фараоны раннего царства совершали походы в соседние страны Ливию, Нубию, а также против еврейских кочевых племен, населяющих Синайский полуостров.

Старое Царство (778-2220 годы до Р.Х.). Имеет второе название - эпоха строительства пирамид. В начале XXVI на престол восходит фараон Джосер. Он укрепил государство и совершил ряд успешных походов на Синайский полуостров. За время правления Джосера власть фараонов стала безграничной, с приравниванием правителей этой цивилизации к богу. Еще при жизни Джосер приказал построить усыпальницу, которой явилась шестиступенчатая пирамида. Несмотря на то, что на строительство пирамид уходило значительное количество ресурсов страны, его примеру последовали и остальные фараоны этого периода. На протяжении всего периода фараоны расширяли свои границы, на северо-востоке на Синайском полуострове, на западе в Нубию, Ливию. В последние годы существования Старого царства участился сепаратизм правления отдельных номархов что в дальнейшем и привело к распаду единого государства.
Среднее царство, охватывающее второю половину XXII и конец XVIII вв до н.э. После окончания смутного времени, которое длилось практически целый век, к власти пришла XI династия. Этот период характеризуется бурным ростом и упрочнением позиций в регионе. Широко используется бронза, проводятся новые ирригационные работы, усиливается товарооборот с Критом, Пунтом, Сирией. Наиболее ярким правителем этого времени является Амененхет III. Было возрождено строительство, проведены большие ирригационные работы. При Амененхете была введена единая весовая медная единица «дебен».

Новое царство 1550-1069 гг. до Р.Х. - период наивысшего расцвета египетской цивилизации, когда Египет стал практически мировым гегемоном. Основателем нового царства стал Яхмос I.

После гибели фараона Амененхета III, не оставившего после себя достойного наследника в Египет вторглись гиксосы, которые смогли завоевать нижний Египет практически на 100 лет. Гиксосы одними из первых ввели новый вид войск - конницу. После победы над гиксосами обладая мощной армией фараоны продолжили свои завоевания, раздвинув границы своего государства от северной Сирии до 5 порога Нила. Наиболее яркими правителями того времени являются Тутмос III которого еще называют Наполеоном древности, и Аменхотеп III проведший религиозную реформу.

Эллинистический период. В IV веке до Р.Х. в страна была захвачена войсками А. Македонского (в восточных источниках Искандер Зулкарнай) Македонского. После его смерти Египет достался Птолемею Лагу - военачальнику Александра. При династии Птолемеев Египет пережил очередной расцвет государства, долгое время был единственным поставщиком хлеба в регионе.
В 30 г. до новой эры долина Нила стала римской провинцией, а древнеегипетская цивилизация перестала являться сверхдержавой древнего мира, оставив после себя богатейшее культурное наследие, изучаемое уже на протяжении нескольких веков и скрывающее массу неразгаданных тайн.


Мы уже писали о том, что множество древних письменных источников и артефактов, сохранившихся со времен высокоразвитых допотопных цивилизаций напрочь опровергает мифы официальной истории. Одним из таких догматичных мифов, который объявлен "истиной в последней инстанции" и при этом совершенно бездоказательно, является гипотеза о том, что великие пирамиды Гизы были построены цивилизацией Древнего Египта с применением ручного труда множества рабов и они являются "усыпальницами" фараонов..

Однако эта, мягко говоря, гипотеза, совершенно не выдерживает своей проверки ни археологическими, ни геологическими данными, о которых ранее уже подробно рассказывалось в соответствующих статьях, а также противоречит мифологии и письменным источникам самих египтян. Но сегодня мне хотелось бы ознакомить вас с мнением на этот счет российского эзотерика Р.Доля, который подробно ознакомился с результатами экспедиции А.Склярова на землю Египта.

Вот, что он пишет в своей "Книге древних пророчеств" о строительстве великих пирамид: "Историки-египтологи отвергают любые теории, которые упоминают возможность тех или иных чудес относительно пирамид и прочно привязывают все пирамиды к теории гробниц и религиозному культу. Но факты оказываются вовсе не на их стороне, а на стороне скептика, усомнившегося в широко разрекламированной теории из школьного учебника. Семь пирамид Египта настолько отличаются от всех остальных, что позволяют говорить о древней великой цивилизации, построившей их, причем задолго до появления фараонов.

По египетскому преданию, за тысячи лет до фараонов Египтом правили боги, а фараоны являлись прямыми потомками этих богов и наследниками их могущества...

Ученые-египтологи утверждают, что древние египтяне построили пирамиды, обрабатывая гранит и базальт своими примитивными каменными или медными инструментами. Это все равно как если бы вы попробывали ножом разрезать напильник. А официальная наука хочет убедить нас в том, что древние египтяне могли делать подобное, обрабатывая гранитные и базальтовые блоки в промышленных масштабах.

Даже сейчас в XXI веке, в мире есть всего лишь несколько кранов, способных поднять блоки весом до 200 тонн. А древние египтяне будто бы вручную перетаскивали эти блоки, да еще устанавливали их друг на друга.

Но уже фараоны пятой династии снова, по версии египтологов, строили те же старого типа пирамиды из мелкого щебня, скрепленного раствором глины. По поводу этих пирамид, во множестве разбросанных по Египту, можно поверить, что их действительно сделали фараоны (или во времена фараонов), так как для их возведения нужно было лишь нагнать множество народу, которые по примитивной технологии сложили бы груду камней.


И даже через тысячу лет, при фараонах двенадцатой династии, технологии остались прежними, примитивными. Даже не нужно быть специалистом в области строительства, чтобы понять, что пирамиды, возведенные после четвертой династии (по трактовке официальной науки, естественно) сложены по одной технологии и в строительстве прогресса нет никакого. Заметна четкая тенденция: чем более поздний слой кладки, тем хуже технология самой кладки и грубее сам материал. Вместо прогресса в области строительства идет полная деградация.

Как же объяснить те семь пирамид-великанов, возведенных якобы в период четвертой династии, кладка которых сделана из крупных блоков по единому стандарту? Хорошо видно, что блоки уложены настолько плотно, что даже лезвие ножа просунуть между них невозможно. Но самое удивительное, что стены выравнивались уже после возведения, на месте. Вручную с помощью примитивных инструментов идеально ровно отполировать каменные блоки, уложенные в стены размером с баскетбольную площадку, просто невозможно, тут явно применялись другие технологии. И технологии эти были явно выше, чем даже имеющиеся сейчас, ведь выравнивать приходилось не горизонтальную, а наклонную поверхность...

Не нужно доверять "научно-популярным" фильмам про Египет, где показывается, как египтяне обрабатывают большие каменные блоки и тащат их волоком. Обман заложен чуть глубже и обычный зритель его не видит. Дело в том, что показывают, как обрабатываются блоки из мягкого известняка, который действительно можно обрабатывать примитивными орудиями, но не говорится, что те пирамиды, которые нас в основном интересуют, сложены совсем не из этого камня, а из твердейших базальтовых и гранитных глыб такого размера и веса с обработанными поверхностями такой огромной площади, что даже современные технологии не в состоянии повторить эту работу.

Пирамиды на плато Гиза собраны на пределе точности современных инструментов технологии XXI века, и очень похоже, что для строителей комплекса это было не героическим подвигом, а обычной работой. Странности заключаются и в том, что фараоны четвертой династии параллельно якобы построенным ими великим пирамидам возводили пирамиды и по старой примитивной технологии, а также стену для защиты от набегов длиной свыше 20 километров по той же "глиняно-черепковой" системе.

Всего семь из более чем сотни египетских пирамид никак не вписываются в общий ряд и портят историкам стройную картину "гробниц". А правда заключается в том, что не имели фараоны к строительству Великих Пирамид никакого отношения".

Разве можно было владея высокими технологиями, продолжать строить другие объекты по старой примитивно технологии? Маловероятно. Скорее всего, фараоны четвертой династии не возводили Великие Пирамиды, а откопали их из песка и проводили реставрационные работы. Отсюда и появились иероглифы, обозначающие их имена, на этих пирамидах. Не совсем корректный перевод этих записей, позволил историкам приписать строительство этих пирамид фараонам четвертой династии. А на нелепость такого вывода, которая становится ясной при изучении технологии возведения других сооружений, историки как всегда внимания не обратили.

Есть кроме пирамид и множество других артефактов, свидетельствующих о высоких технологиях в далекой древности задолго до правления фараонов. До некоторых из этих артефактов фараонам, искавшим "оружие богов", удалось добраться и сейчас эти предметы также ошибочно относят ко времени правления династиий фараонов. Есть на землях Египта и многочисленные следы, упомянутой в древнеегипетских источниках "войны богов", а также остатки построек из массивных каменных блоков, которые очень напоминают защитные бункеры на случай ядерной войны.

Также интерес представляет гранитный храм, расположенный на плато Гиза рядом со Сфинксом. Он имеет в своей стене водосток. Однако, для современного сухого климата этой местности, такая деталь здания кажется абсолютно ненужной и нелепой с точки зрения дополнительных затрат. Совсем другое дело, если этот храм, как и сам Сфинкс, на котором имеются характерные следы водной эрозии, были построены более 8 тысяч лет назад, когда климат в Сахаре был совершенно иным и на плато Гиза выпадали обильные осадки.


Приписывание всех этих артефактов цивилизации Древнего Египта, по мнению Р.Доля, произошло не в результате досадной ошибки, а с целью целенаправленного сокрытия существования в далекой древности высокоразвитой "цивилизации богов", а также сохранившихся от нее древних артефактов. Так, он пишет:

"Древнеегипетская цивилизация, сформировавшаяся в конце IV - в начале III тысячелетия до новой эры, которую мы знаем по трудам историков официальной науки, инициирована и создана специально лишь с одной целью: сокрыть наследие еще более древней цивилизации. Это была широкомасштабная историческая операция, расчитанная на тысячелетия вперед...

На первый взгляд становится даже странно, что историки официальной науки, столько лет изучая Египет, не замечают или делают вид, что не замечают огромного количества фактов, которые опровергают их теории и открывают пути к размышлению над более глубокими, более древними следами цивилизации, которые официально принято считать несуществующими. Но это только на первый взгляд.

Когда количество фактов, найденных археологией и не рассматриваемых ей, начинает превышать все допустимые пределы, возникает мысль, что такая установка делается специально и именно для сокрытия этих самых фактов. Фактов, что подземные бункеры, храмы и пирамиды созданы вовсе не фараонами, а очень древней и очень высокоразвитой цивилизацией богов задолго до первых фараонов. ..

Но еще две тысячи лет назад люди знали, что до них существовало другое человечество, другая цивилизация. Еще в IV веке новой эры известный римский историк Марцелин отправлял экспедиции в Египет на поиски рукописей, сохранившихся с допотопных времен. Он предполагал на основе дошедших до него данных, что такие рукописи можно найти в каких-то подземных хранилищах, либо под пирамидами, либо в храмах. Почти две тысячи лет назад люди пытались найти документы исчезнувшей цивилизации богов, этот факт зафиксирован в письменных источниках.

И даже сами фараоны искали знания той могущественной цивилизации богов, об этом свидетельствует свиток фараона Хеопса, из которого можно узнать, что он искал некие секретные комнаты пирамиды, в которой хранились священные формулы бога Тота... К тому же сохранился древний текст, в котором описывается как фараон Рамзес II, сын Сети I, в одиночку победил тысячи врагов, с помощью оружия, которое он получил то ли непосредственно от богов, то ли от жрецов. Описание этого оружия и характера его действия вызывает ассоциации с каким-то мощным оружием лучевого действия типа лазера...

Ученый, поддерживающий официальную научную идеологию, находится почти в положении дикаря перед фактами, нарушающими его привычную, удобную теорию среди библиотеки, полной ценных, редких книг. Книга для него - вещь известной величины и веса. Сколько бы он не думал, для чего может служить эта странная вещь он по ее внешности никогда не поймет. Содержание книги для него останется непостижимым ноуменом, и, не понимая сути предмета, ему остается лишь отрицать его наличие, что успешно и делает официальная наука".

Однако между невежеством дикаря и деятельностью современной науки существует существенная разница. Дикарь в силу своего собственного недомыслия не способен постичь назначение древних артефактов, а официальная наука целенаправленно скрывает и замалчивает эти артефакты с целью сокрытия знаний о существовании древних высокоразвитых цивилизаций.

С какой целью устраиваются все эти фальсификации истории? Во-первых, люди не должны знать правду о своем происхождении, а также о подлинных причинах гибели древних высокоразвитых цивилизаций Земли. Во-вторых, не только египетские фараоны охотились за "оружием богов". То же самое делают и современные представители мировой "элитки", которые втайне от остального человечества уже давно используют высокие технологии допотопных цивилизаций.

А потому миф о строительстве "египетских" пирамид является лишь одним из целого сборника подобных же мифов, которым является официальная версия истории, известная нам из школьных учебников. И насколько можно доверять этой "официальной" истории - теперь судить вам самим.

Богата и прекрасна древняя история. Египет, Вавилон, Иерусалим - эти названия близки и понятны каждому человеку, кто хоть отдалено знаком с хронологией развития человечества. Рассмотрим в этой статье культуру Древнего Египта.

Как появилось египетское государство?

По мнению историков, государственное образование, получившее название Египет, было создано в Северной Африке, в долине огромной реки под названием Нил. Данная цивилизация принадлежит, наряду с индийской и китайской, к архаическим аграрным культурам. Зарождение египетской государственности относят приблизительно к 4-5 тысячелетию до нашей эры.

Сегодня существует целая наука - египтология, которая изучает египетскую культуру как единую и многообразную целостность.

Историки выделяют следующие этапы развития этого государства:

  1. Додинастический Египет.
  2. Ранее царство.
  3. Древнее царство.
  4. Новое царство.
  5. Позднее царство.
  6. Период правления Птолемея.

Самая древняя история: Египет в начале своего исторического пути

Государственное образование на этой земле начинается с того, что образуются два полюса Верхний и Нижний Египет. Столицей нового государства становится город Менфис. Объединительные процессы двух частей Египта проводит правитель Менес. В тоже время возникают и необходимые институты государственности: иероглифическое письмо, армия, религиозные культы и собственная идеология.

Период расцвета государства

Наибольшего расцвета Египет достиг в середине своей истории. Это время принято называть династическим периодом, когда на троне сменяли друг друга династии фараонов.

Дело в том, что в Египте был создан особый религиозных культ, который, помимо обожествления сил природы, включал в себя и обожествление личности царя. Власть фараонов была огромна, потому что он представлял собой олицетворение всего своего народа на земле. Соответственно, если вел фараон праведную жизнь и был угоден богам, то он и его народ получали спасение в загробном бытии.

Отсюда и особое внимание к сохранению тел умерших, ведь религиозные верования предполагали воскресение тел. Первые египетские пирамиды стали строиться именно как огромные и величественные усыпальницы умерших фараонов.

Какие гробницы самые величественные?

Египетская культура: собственные тексты

Современная египтология со времен позапрошлого века продвинулась очень далеко. На сегодняшний день существует достаточно большое количество источников, благодаря которым можно узнать многое о древней культуре. Рассмотрим их более подробно.

Первым и главным источником знания являются египетские тексты, написанные иероглифами. Долгое время данная древняя цивилизация представляла собой тайну, потому что иероглифическое письмо было совершенно не понятно европейцам. Настоящий прорыв в египтологии совершил французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который смог расшифровать язык древнего народа. К слову сказать, над этим бились и британские ученые, но именно Шампольону пришла в голову мысль обратиться к языку коптов - древних потомком египтян, которые в I веке нашей эры приняли христианство и полностью отказались от языческого наследия.

Египетская культура: тексты близ живущих народов

Вторым источником знаний о египетской культуре являются тексты греческих авторов, а также сочинения историков античной эпохи. Однако отношения между Египтом и другими государствами были сложными, поэтому часть информации, представленная в этих материалах, является несколько недостоверной.

И наконец, последним источником информации о египетской культуре стали тексты Библии. Само название государства часто встречается в Священном Писании и иных религиозных текстах евреев. В частности, подробно описывается массовый исход еврейского народа из Египта (что находит подтверждение в исследованиях современных ученых). Именно в Библии говорится, что древняя цивилизация в будущем потеряет свое могущество и станет рядовым государством.

Египетское искусство

Закат египетской культуры

В период позднего царства государство пришло в упадок, поэтому было завоевано Римской империей. Произошло это таким образом: на престоле сменялось множество фараонов. Одни из них были великими государственными деятелями (такие как Аменхотеп III). Эти цари значительно расширили границы своих владений, доведя их до территории Сирии.

Другие фараоны либо мало занимались государственными делами, либо вообще предлагали радикальные реформы. Таким реформатором был отец Тутанхамона Эхнатон, который мечтал о создании нового религиозного культа бога Солнца (Ра). Однако его реформы полностью провалились, а государство пришло в упадок.

Причины и последствия упадка Египта

Постепенный закат египетского могущества историки связывают с двумя обстоятельствами: упадок прежней религиозной системы, основанной на обожествлении фараона, а также клановая борьба египетской элиты.

Первое обстоятельство было весьма серьёзным для государства, которое держалось на вере в то, что фараон, как отец народа, может привести всех своих подданных к бессмертию и Богу. Цари часто вели себя недостойно, и это было заметно даже простым людям. К тому же во дворцах царила клевета, интриги и убийства (к слову сказать, многие египтологи предполагают, что большинство из царствующих фараонов умерли не своей смертью).

Клановая борьба внутри египетской элиты усиливалась и приводила к тому, что военачальники объявляли себя фараонами и стремились править определенной частью Египта. Это делало государство слабым и раздробленным, следовательно, уязвимым перед армиями других государств.

Все это привело к тому, что Египет пал под натиском войск молодого и самолюбивого военачальника Александра по прозвищу Македонский. А после ранней и внезапной смерти этого великого завоевателя египетское государство перешло к одному из его сподвижников - Птолемею.

Так началось правление чуждой государству Египетская столица тогда была перенесена в город Александрия, который прославился в веках своей удивительной библиотекой. Сам же Египет из некогда мощного государства превратился в сельскохозяйственную страну, которая являлась поставщиком продуктов питания для античного мира.

Древнее царство навсегда потеряло свою независимость. Последней царицей из рода Птоломеев была знаменитая красавица Клеопатра. Она покончила с собой, поняв, что римские войска готовы отобрать у нее ее престол. Так Египет превратился в одну из провинций грозной Римской империи.

Значение древнеегипетской цивилизации

Многим из наших современников хорошо знакома древняя история. Египет занимает среди других государств первое и почетное место. Многие туристы сегодня приезжают в эту страну не столько из-за ее теплого климата, сколько ради замечательных экскурсий по древним местам.

Для развития человечества многое значит египетская цивилизация. Она показала пример государственного устройства. Сильное и сплоченное образование, обладающее такими социальными институтами, как боеспособная армия, развития идеологическая система, система образования и воспитания, дает в целом очень положительные результаты. Государство становится лидером среди своих соседей, поэтому оно может претендовать на высокое положение и дает своим членам чувство относительной безопасности и уверенности.

Многообразна древняя история, Египет и его цивилизация - замечательный пример государственного устройства.

К слову сказать, библейское пророчество сбылось: с приходом новой эры навсегда потеряла статус большой державы.

Позже это государство подверглось арабскому завоеванию, поэтому сегодня Египет представляет собой одну из арабских стран. Коренное население, именуемое коптами, испытывает определенную дискриминацию вследствие того, т. к. эти люди являются христианами, живущими в мусульманской стране.

На берегах Нила – священной реки для египтян около шести тысяч лет назад на Африканском континенте началась история существования древней цивилизации Египет, возраст которого не уступал Шумерийскому государству.

Возникновение Древнего Египта и его население

Древние говорили, что без Нила Египет был не смог существовать. Он является единственным источником пресной воды, жизни и продородия в стране. Русло Нила наполняется чистейшей родниковой водой сотни ручейков с гор Центральной части Африки. Течение его, если смотреть на географическую карту, происходит снизу вверх, к Средиземному морю.

Именно поэтому разделение страны, принятое в истории древних времен, на Верхний Египет (южная нижняя часть) и Нижний Египет (северная верхняя часть), объяснялось не географическим положением государства, а течением реки.

В верхней части континента Нил образует разветвленную дельту и впадает в Средиземное море. Погодные условия со времен древнего царства не изменился: лето и зима в Египте солнечные и жаркие. Осадки выпадают крайне редко, случится кратковременный дождик может один раз в четыре-пять лет. 95 процентов территории страны предствляют собой пустыни. И только 5 процентов, в основном рядом с плодородными землями возле Нила, заселены. Ежегодно воды реки выходили из берегов, оставляя после разлива илистый осадок, который означал богатый урожай для египтян. Если этого не случалось, люди Египта страдали от недостатка пропитания и это порой служило причиной народных восстаний, поскольку считалось, что фараон не справлялся со своими обязанностями как всемогущий наместник на земле.

На берегах Нила возникла культура Древнего Египта. Местные жители перевозили по Нилу продовольствие и материалы для строительства. Они научились строить корабли, небольшие лодки из тростника – папируса, который рос на реке, так зародилось ремесло. Затем нильский папирус стали использовать для написания . Так на берегах Нила возникла история древней египетской письменности.

Имя «Египет» стране дали греки. Еще в древнем мире цивилизация прославилась как страна загадок и сокровищницы тайных знаний всего человечества. Культура и традиции Древнего Египта вызывали интерес у таких крупных держав того времени как Римская империя и Древняя Греция. Первая археологическая экспедиция была проведена в Египте в начале XIX века. В их составе участвовали исследовали с Франции, Англии. Первая русская книга об истории Древнего Египта была написана ученым-путешественником Б.Тураевым.


Земледелие на реке Нил

Искусство древних египтян ведения сельского хозяйства вызывает восхищение и у современников. Они делили год на три сезона в зависимости от времени разлива реки. С июля по ноябрь Нил выходил из берегов. К этому времени все должно было быть готовым для посадки урожая: выстраивались специальные каналы с насыпями, которые позволяли удерживать воду. В другое время, свободное от работ на Ниле, местное население было занято в строительстве. История жизни местного населения в Древнем Египте, написанная на стенах архитектурных памятников, повествует о том, что по приказу фараона мужчины устремлялись на заработки: возведение , дорог, гробниц.

Середина ноября была отмечена как сезон пахоты. Землю бороздили при помощи плуга, в который запрягали животных – волов или вручную. Примечательно то, что местные жители долгое время не использовали в хозяйстве как рабочую силу лошадей. В Африке они появились только спустя полторы тысячи лет с приходом иноземных завоевателей.

Основными сельско-хозяйственными культурами в Древнем Египте были ячмень и пшеница. Также они выращивали фасоль, огурцы, горох, оливки, финики, гранаты, инжир, рис. Сезон урожая наступал весной, с марта по апрель месяцы. В Ниле было также полно рыбы, которую ловили при помощи сетей. Древние египтяне производили лен и являлись основными его поставщиками в другие страны.

История зарождение государства Древний Египет. Зарождение государственного устройства на берегах Нила за счет объединения многочисленных разрозненных племен началось около 6000 г. до н.э. Сначала они образовали города-поселения, которые называли «номы». Всего их насчитывалось около сорока. Единства между ними не было, каждый пытался занять б’ольшую территорию. В результате многочисленных междоусобных войн они разделились на Верхний и Нижний Египет, окончательная победа досталась государству, находящемуся в центре Африканского континента. Около третьего тысячелетия до н.э. первый царь объединенного государства Древний Египет по имени Мина взял руководство над всей страной. Столицей цивилизации был провозглашен . Глава государства получил наследственный титул фараона, который сопровождает всю историю Древнего Египта.


Города Древнего Египта

С возникновенем государственного строя стали образовываться административные единицы – города. Фараоны устраивали в крупнейших из них резиденции, украшенные красивейшими садами Древнего Египта, где нередко водились дикие животные и росли прекрасные цветы. Залы дворцов были расписаны талантливыми художниками.

Дома местные жители строили из сырцового кирпича. Мебели в их домах почти не было. Одежду хранили в сундуках.

Состоятельные граждане отличались одеждой из дорогих тканей и многочисленными украшениями. Как для мужчин, так и женщин было принято одевать парики и ярко подкрашивать глаза.

Денежных единиц и монет в Древнем Египте не было, оценка осуществлялась согласно товарного обмена и в соотношение к количеству зерна. Ремесленник менял предмет мебели на продовольствие торговца.

На столе у древних египтян был хлеб, суп из зерна, мясо, птица, овощи, фрукты и напитки, вино и пиво. Традиция варения пива зародилась впервые в истории Древнего Египта. С помощью него местные жители утоляли жажду и поправляли здоровье: хмель способствовал выведению из почек известняка, который содержится в больших количествах в воде Нила.

Институт семьи в древнеегипетском обществе

Во времена существования древней цивилизации Египет семья являлась основной составляющей общества и высоко ценилась. Женщины обладали имущественными и гражданскими правами: они имели право на собственность, могли обращаться с заявлениями в суд.

Для мальчиков были организованы школы, где они изучали ремесло, религию, получали навыки письменности. Самые талантливые из них имели возможность получить высокое положение в обществе на службе во дворе фараона Древнего Египта.

ЦивилизацияЕгипта -речная цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила. Особенностью водного режимаНила, определяющей его огромное хозяйственное значение являлись периодические разливы, которые оставляли слой плодородного ила. Египетская цивилизация сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей.

В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общинуном. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. в долинеНилауже, вероятно, существовало единоегосударство.

Историю древнеегипетского государствапринято делить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В эпоху Раннего царства (около 3000-2800 гг. до н.э.) завершается окончательное объединение страны и образование сильного централизованного государства, главная функция которого сводилась к организации оросительной системы.

В период Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.) Египет стал крупным централизованным государством. Объединение страны способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Во главе сложившегося египетскогогосударствастоялфараон, которыйобладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. В эпоху Древнего царства государствоприобрело черты централизованной деспотии, опирающейся на сильный бюрократический аппарат. Послефараонапервым лицом вгосударствебылверховный сановник пост, которого обычно занимал сын царя, что способствовало усилению деспотии. Еще одним крупнейшим сановником в государствебылначальник войска, возглавлявший военное ведомство. Отмечалось полное подчинение номарховцентральной власти, которая осуществляла жесткий контроль над всеми действиями местной администрации. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного и разветвленного бюрократического аппарата. Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные усыпальницыфараоновпирамиды.

В середине III тыс. до н.э. все больше укрепляется власть знати. Среди высших должностных лиц государствапоявляются люди, не связанные с царем родственными отношениями. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областейномов.

Два центра возглавили объединительный процесс Гераклеополь на севере и Фивына юге. В этой борьбе окончательную победу одержалфиванскийцарь Ментухотеп I, восстановивший единоегосударствои ставшийфараономвсего Египта. С этого события начинается эпохаСреднего царства (2050-1700 гг. до н.э.).


В это время египтяне вели успешные войны с соседними ливийскимии переднеазиатскимиплеменами, покорили Северную Нубию, осуществили новый технологический прорыв - освоилибронзовое литье и производство стекла. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Сеть ирригации была расширена и улучшена. Восстановление единого и сильного Египетского государстваспособствовало развитию торговли.

Главным создателем материального богатства Египта было практически все трудящееся население страны, которых называли царские люди. Основной их обязанностью являлась работа в рамках определенной профессии в царском, храмовом или частном хозяйстве. В эпоху Среднего царства стал формироваться слой мелких собственников, которых называли маленькими (неджес). Разбогатевшие неджеспроникали в среду жречества и чиновничества, становилисьписцами, торговцами и даже землевладельцами. Усложнившаяся социальная структура и сохранение сильной провинциальной знати приводили к частым заговорам и переворотам.

Около 1700 г. до н.э. в Египет с востока вторглись гиксосы, представлявшие собой союзплеменЮжной Сирии и Северной Аравии.Гиксосыобосновались в Северном Египте, сделав своей столицей город Аварис. Победу надгиксосамиодержалфиванскийцарь Яхмос I, вступивший на египетский престол около 1600 г. до н.э.

В эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н.э.) Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно воспринималось как предмет роскоши. Широкое распространение получила бронза. Особое значение приобретала металлургия. Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Вся экономика нового царства была связана с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, сырье, зерно и скот, но и небывалое количество военнопленных.

Борьба между старой и новой знатью вылилась в реформу Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.). ФараонАменхотеп IVстремился укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного богаАтона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амондоволен) он стал зваться Эхнатон (Атондоволен). Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) кудафараонпереселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Преемники Эхнатона свернули реформу, афараонТутанхамонлишил культАтонагосударственной поддержки.

В XIII-XII вв. до н.э. С Балканского полуострова через Эгейское морев Переднюю Азию вторглась группаплемен – народы моря. Борьба с ними привела к усилению политического и экономического размежевания Нижнего и Верхнего Египта. Власть на юге переходит к верховному жрецу АмонаХерихору, в Дельте возникла собственная династия со столицей в городе Танисе (Пер-Рамзес). С середины XI в. единое египетскоегосударствоНового царства прекращает свое существование.

Поздний период(XI-V вв. до н.э.) характеризуется крайне медленным внедрением железа, бойкой торговлей, распространением ростовщичества, более жестким делением общества на свободных и рабов, мелкой раздробленностью страны, формированием военной касты чужеземных наемников ливийцев, ожесточенной борьбой за жреческие должности, нашествием с юга эфиопов, с востокаассирийцев.

Освобождение Египта и очередное воссоединение Юга с Севером осуществил основатель саисскойдинастииПсамметих I, ставленник новой храмовой знати, опиравшийся на греческих и критскихнаемников. Ненадолго была восстановлена власть египтян в Сирии иПалестине, установлены экономические связи с Кипром,Самосом,Киреной. Но уже в 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э.Александр Македонский. Для Египта началась трехвековаяэпоха Птолемеев, эпоха эллинизма, время политического и экономического могущества, когда Египет вновь превратился в единое централизованное государство. При Клеопатре Египет был завоеванРимоми превратился в одну из римскихпровинций.

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонови социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян.

Особый интерес представляет религиозное сознание египтян. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Царем богов в Египте считали бога солнца -Ра. Общеегипетский характер приобрел культАмона. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением богаГора(сынаРа) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского богаОсириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религиозными представлениями о жизни после смерти. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса. Земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершаябальзамирование.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Широко известны древнеегипетская письменность и папирус, сохранившиеся до наших днеймифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах. Египетскаяцивилизациянакопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. Особо востребованным стало развитие математики и медицины.